Самое важное по теме: "федеральный закон об опеке и попечительстве" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
“Об опеке и попечительстве”
18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.
Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года
Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
24 апреля 2008 года
Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.
Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.
Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 апреля 2008 г. N 94, в “Парламентской газете” от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
На территории РФ отношения, складывающиеся в процессе установления опекунов или попечителей, регулирует ФЗ об опеке и попечительстве.
Федеральный закон об опеке и попечительстве N48 начал действовать с 2008 года.
Основная задача документа – регулирование правоотношений, возникающих, когда устанавливается, осуществляется или прекращается опека с попечительством.
Актом закреплены следующие принципы:
- Возможность самостоятельного принятия обязанностей, возникающих в связи с принятием статуса опекуна, попечителя на основании личного заявления, а также возможность отказа от принятых обязанностей.
- Организация контроля над этой сферой взаимоотношений.
- Защита лиц, помещенных под опеку.
ВНИМАНИЕ! Нормативный документ закрепляет статус социального уполномоченного органа, процедуру его деятельности и определяет задачи и полномочия.
Также документ устанавливает статус граждан, являющихся опекунами, попечителями, регламентирует процедуру использования имущества, принадлежащего опекаемым. Устанавливает меры наказания, которые могут быть применены к лицам, являющимся субъектами данных правоотношений.
В нормативном акте закреплены задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства.
Среди них законодатель выделяет следующие:
- Реализация мер, направленных на защиту интересов лиц, нуждающихся в опеке.
- Реализация мер, направленных на защиту интересов уже опекаемых лиц.
- Осуществление контроля над деятельностью лиц, являющихся опекунами. А также попечителями и организациями, в которые помещаются лица, являющиеся недееспособными или ограниченно дееспособными.
- Контроль за сохранением имущества опекаемых. А также лиц, находящихся в организациях, предоставляющих социальные услуги. Контроль за использованием этого имущества.
ВАЖНО! Закон допускает возложение региональными актами иных полномочий на социальные государственные органы.
Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.
В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.
Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.
Закон позволяет брать под опеку:
- Детей, которые признаны сиротами, оставшимися без родительского попечения.
- Взрослых, являющиеся недееспособными или ограниченными в дееспособности.
К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:
- Дееспособность.
- Достижение совершеннолетия.
Не рассматриваются кандидаты, которые:
- Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
- Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.
Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми.
Опекаемыми могут стать дети, родители которых:
- Являются умершими.
- Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
- Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
- Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
- Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
- Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае достижения ребенком возраста 10 лет, при назначении опекуна органы должны учитывать его мнение.
Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.
- имеют психические отклонения;
- не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.
В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:
- Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
- Лицо не должно быть трудоустроено.
СПРАВКА! Период ухода за престарелым лицом будет впоследствии засчитан в трудовой стаж.
Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.
Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.
Зачастую процедура установления над лицом опеки или попечительства занимает продолжительное количество времени.
Можно выделить несколько этапов:
- Кандидат обращается в социальный государственный орган с заявлением о рассмотрении его кандидатуры. В заявлении необходимо указать персональную информацию о лице, данные о месте жительства, список документов, прилагаемых к заявлению.
- После подачи бумаг орган рассматривает представленные сведения. По окончании изучения информации, руководитель социального органа принимает решение о том, может ли лицо стать опекуном или попечителем, которое оформляется актом. В этом документе указывается срок, в течение которого кандидатом будут осуществляться полномочия.
ВНИМАНИЕ! Допускается передача обязанностей по договору опеки или попечительства.
Если такой документ есть, деятельность опекающего совершается на возмездной основе. В качестве платы перечисляются средства от доходов опекаемого либо средства регионального, местного бюджета.
ФЗ об опеке и попечительстве установлен следующий перечень документов, являющихся обязательными:
- Заявление, заполненное заинтересованным лицом.
- Характеристика от работодателя, с места проживания.
- Справка от работодателя о занимаемой должности, уровне его дохода.
- Справка о составе семьи кандидата.
- В случае зарегистрированного брака, согласие супруга.
- Медицинский документ об отсутствии заболеваний, не дающих выполнять необходимые действия, форма N542.
- Справка с данными лицевого счета.
Также потребуются документы о недвижимом жилом имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Несмотря на то что термины опека и попечительство близкие по смыслу, тождественными они не являются.
Опекуны назначаются недееспособным, а также детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста. Опекун содержит их, помогает реализовывать права, предоставляемые государством, и выступает защитником интересов. Дополнительно обладает возможностью осуществлять крупные сделки от лица опекаемого, однако законность такой сделки обязательно проверяется социальным уполномоченным органом.
Попечители могут назначаться детям, которые уже достигли 14 лет, но не обрели полную дееспособность и лицам, являющимся ограниченно дееспособными. При исполнении переданных ему обязанностей, он следит за тем, чтобы опекаемые лица пользовались правами в полном объеме. Крупные сделки опекаемые заключают только при наличии согласия попечителя, мелкие могут от собственного имени.
Указанный Закон имеет большое значение для института опеки и попечительства, поэтому рассмотрим его подробнее.
Закон содержит 8 глав и 32 статей.
Глава 1 “Общие положения” состоит из пяти статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:
- – сфера действия Закона;
- – основные понятия, используемые в Законе;
- – правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства;
- – задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.
Глава 2 “Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия” включает в себя четыре статьи, посвященные следующим вопросам:
- – органы опеки и попечительства;
- – задачи органов опеки и попечительства;
- – полномочия органов опеки и попечительства;
- – обязанности органов опеки и попечительства при перемене места жительства подопечных.
Глава 3 “Правовой статус опекунов и попечителей” состоит из семи статей, которые регламентируют:
- – порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями;
- – назначение опекунов и попечителей;
- – предварительные опека и попечительство;
- – назначение опекунов или попечителей и отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан;
- – установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства;
- – права и обязанности опекунов и их попечителей;
- – безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству.
Глава 4 “Правовой режим имущества подопечных” содержит шесть статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:
- – имущественные права подопечных;
- – охрана имущества подопечных;
- – распоряжение имуществом подопечных;
- – особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным;
- – предварительное разрешение органов опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечных;
- – охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности:
- – доверительное управление имуществом подопечного.
Глава 5 “Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства” включает в себя пять статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:
- – надзор за деятельностью опекунов и попечителей:
- – отчет опекуна или попечителя;
- – ответственность опекунов и попечителей;
- – контроль за деятельностью органов опеки и попечительства;
- – ответственность органов опеки и попечительства.
Глава 6 “Прекращение опеки и попечительства” содержит две статьи. Нормы, содержащиеся в ней, регламентируют:
- – основания прекращения опеки и попечительства;
- – последствия прекращения опеки и попечительства.
Глава 7 “Государственная поддержка опеки и попечительства” включает в себя одну статью, посвященную формам государственной поддержки опеки и попечительства.
Глава 8 “Заключительные положения” также состоит из одной статьи, в которой рассматривается вопрос о вступлении в силу данного Закона.
Особенности Федерального закона “Об опеке и попечительстве”:
- а) вопрос об опеке и попечительстве впервые урегулирован в законодательстве РФ отдельным Законом (ранее он регламентировался нормами ГК РФ и СК РФ);
- б) этот Закон повторяет основные положения, существовавшие до его принятия, но конкретизирует некоторые из них;
- в) в Законе имеется ряд новых положений, отсутствовавших ранее в законодательстве, регулирующем правовой институт опеки и попечительства.
К новым положениям, по мнению автора, относятся следующие:
Постановление Правительства РФ “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан” от 18 мая 2009 г. № 423.
Это постановление содержит шесть Правил, конкретизирующих положения Федерального закона “Об опеке и попечительстве”, а также образцы форм личных дел несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), и отчетов опекунов и попечителей об их деятельности.
Данное постановление отменило постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 “О приемной семье” и по одному пункту в двух постановлениях Правительства РФ: от 1 февраля 2005 г. № 43 и от 18 августа 2008 г. № 607.
Правила, установленные постановлением Правительства РФ № 423, не пронумерованы, названия их громоздкие, в разных правилах имеются повторения одних и тех же положений.
Рассмотрим основные положения этих Правил.
I. Правила о подборе и подготовке кандидатов в воспитатели несовершеннолетних лиц, оказавшихся без попечения родителей.
Эти Правила состоят из 17 пунктов. Выделим наиболее важные.
Подготовка кандидатов осуществляется по специально разработанной программе, утвержденной Минобрнауки России (п. 15) безвозмездно (п. 8).
II. Правила осуществления органами опеки и попечительства и организациями, осуществляющими различные услуги, полномочий в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей.
Эти правила состоят из восьми пунктов. Изложим важнейшие положения, содержащиеся в них.
III. Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.
Эти правила состоят из четырех пунктов. Выделим наиболее важные положения в них:
- 1) опекун (попечитель) должен подписывать договор лично (п. 2);
- 2) договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего лица, так и в отношении нескольких лиц (п. 2);
- 3) договор заключается в месте проживания опекуна и подопечного в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя) (п. 3);
- 4) размер вознаграждения опекуна (попечителя) не должен превышать 5% дохода от имущества несовершеннолетнего лица за отчетный период в случаях (п. 4):
- o хранения его;
- o использования его;
- o управления им.
IV. Правила создания приемной семьи н контроля за условиями жизни и воспитании ребенка в ней.
V. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки соблюдения законных интересов подопечных лиц и выполнения своих прав и обязанностей опекунами (попечителями).
Эти правила состоят из 14 пунктов. Приведем их основные положения.
VI. Правила ведения личных дел подопечных лиц.
Эти правила состоят из 19 пунктов. Основные положения этих правил следующие.
После окончания пребывания подопечного лица под опекой (попечительством) или в организации для детей-сирот им выдаются следующие документы (п. 18):
- o паспорт;
- o полис обязательного страхования;
- o медицинские документы о состоянии здоровья;
- o документ об образовании;
- o справка о пребывании подопечного лица под опекой (попечительством);
- o пенсионные документы (при их наличии).
По достижении 18 лет личное дело подопечного лица передается в архив органа опеки и попечительства, в котором хранится в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов (п. 19).
Следует иметь в виду, что правовое регулирование опекунства (попечительства) в Российской Федерации в настоящее время не исчерпывается назваными выше документами (СК РФ, ГК РФ, Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”, постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 453). Оно регулируется еще двумя приказами Минобрнауки РФ:
- o от 24 сентября 2010 г. № 957 “Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой но надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”;
- o от 14 сентября 2009 г. № 334 “О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423”.
Кроме того, правоприменительным органам направлено письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 “О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних”.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данная форма устройства детей имеет следующие особенности.
48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации
Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.
Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.
Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:
Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.
Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.
В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.
В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.
В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.
Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:
- Принудительное взыскание на законных основаниях;
- Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
- Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.
Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.
В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.
Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:
- Смерти одной из сторон;
- Оформленных в статье 40 ГК РФ;
- Освобождения от обязанностей опекуна;
- Когда в акте о попечительстве окончился срок.
Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.
Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:
Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.
Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» с последними правками
Регулируется деятельность органов опеки и попечительства (ООП) 48 Федеральным законом, состоящим из 32 статей и 8 глав. В нем разъясняются общие понятия, права и обязанности уполномоченных лиц (опекунов, попечителей) и прочие нюансы. Утвержден нормативно-правовой акт 24 апреля 2008 года. Для соответствия нынешним реалиям правительство ежегодно вносит коррективы в законодательную базу. Увидеть изменения в законах, официальные комментарии уполномоченных лиц и готовящиеся законопроекты можно на сайтах, посвященных правовой тематике.
Состоит ФЗ №48 из следующих глав:
За изменениями в законодательстве можно следить на сайте Государственной Думы. В первой главе 48 ФЗ приведены общие понятия, моменты, связанные со сферой применения данного закона, особенности государственного регулирования опеки и попечительства. Выяснить подобные нюансы желательно до подачи заявления на оформление опекунства и при возникновении вопросов касаемо прав и обязанностей опекуна и подопечного. Изложенные в правовом акте сведенья относятся не только к уполномоченным ООП представителям, но и к учреждениям, где содержатся люди, нуждающиеся в покровительстве. В законе дано определение нескольким основным понятиям:
- Опекун требуется малышам до 14 лет и гражданам, признанным судом недееспособными. Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.
- Попечитель назначается несовершеннолетним подросткам от 14 до 18 лет и людям, частично потерявшим недееспособность. В обязанности уполномоченного лица входит наставление подопечных и защита их имущества от 3 лиц.
- Подопечный – это человек, которому требуется опека или попечительство. Занимаются назначением лица, обязанного выполнять опекунский или попечительский долг, сотрудники ООП.
- Недееспособным признается человек, который не в силах принимать взвешенные решения из-за расстройства психики. Степень дееспособности определяется в судебном порядке на основе медицинской экспертизы. Если к человеку отчасти или полностью вернулась возможность здраво мыслить, то сотрудники ООП подают повторное заявление в суд.
После разбирательства над человеком могут оформить патронаж или вовсе признать его полностью дееспособным. Процессы, связанные с опекой и попечительством, контролируются следующими правовыми актами:
- Отношения, возникающие между уполномоченным органами опеки представителем и подопечным, регулируются Гражданским кодексом.
- Процесс опеки контролируется Семейным кодексом.
- Аннулирование прав опекуна или попечителя происходит по статьям 48 ФЗ.
За сотрудниками ООП, утверждающими кандидатов в попечители или опекуны, закреплены законом следующие обязанности:
- предоставлять опеку нуждающимся;
- защищать права опекаемых;
- гарантировать хорошие условия проживания подопечных;
- следить за действиями выбранных представителей;
- помогать организациям, содержащим нуждающихся людей.
Уполномоченные органы обязаны следовать таким принципам:
- охранять интересы и имущество опекаемого;
- выбирать опекуна по общепринятым критериям;
- контролировать соблюдение прав опекуна и подопечного.
Перед органами опеки стоят следующие задачи:
- Защитить интересы людей, над которыми установлена опека или попечительство.
- Следить за добросовестным выполнением долга по уходу за нуждающимися гражданами опекунами и попечителями, а также учреждениями, за которыми закреплены аналогичные обязанности (детскими домами, приютами).
- Контролировать сохранность имущества подопечных.
Перечень полномочий сотрудников ООП выглядит следующим образом:
- Искать граждан, нуждающихся в опеке.
- Обращаться с иском в суд для лишения или возвращения дееспособности.
- Устанавливать опеку (попечительство).
- Следить за выбранными представителями и учреждениями, где содержаться нуждающиеся в опеке граждане.
- Отстранять от работы опекунов (попечителей).
- Одобрять или отклонять сделки между опекающим и подопечным.
- Составлять договор на управление имуществом опекаемого, согласно статьям Гражданского кодекса.
- Защищать права подопечных при недобросовестном выполнении долга их опекунами.
- Давать согласие на проживание в отдельной жилплощади несовершеннолетним детям (старше 16 лет) от своих попечителей.
- Подготавливать и регистрировать людей, за которыми будут закреплены опекунские права и обязанности.
- Наблюдать за выполнением долга опекунов или попечителей и предоставлением подопечным необходимых условий проживания.
- Помогать назначенным представителям.
Для поиска граждан, нуждающихся в помощи, а также кандидатов в опекуны, сотрудники ООП вправе сотрудничать с учебными и медицинскими учреждениями. Если опекаемый человек вынужден сменить место проживания, то его документы передают в другое отделение органов опеки. Срок передачи составляет 3 дня.
Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство
Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.
Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.
На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.
Подтверждаются правовые отношения между опекуном и человеком, находящимся под его покровительством, путем составления договора. В документе указывается время предоставления опеки, права и обязанности
сторон и дополнительная информация. Оплата предусматривается при наличии соответствующего пункта или в качестве компенсации затрачиваемого времени. Последний пункт актуален при уходе за инвалидами и пожилыми людьми (старше 80 лет). Расходы на содержание компенсируются доходами (пособиями, алиментами) подопечного. Отдельно можно указать пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве награды за хорошее исполнение обязанностей. Оспаривается договор в судебном порядке. Вправе подать исковое заявление родственники опекаемого гражданина.Также сотрудники ООП могут подыскать временного опекуна. Стороны составляют соглашение сроком на 2 месяца. Права, обязанности и прочие пункты остаются прежними.
Согласно 13 статьи ФЗ, назначается опекун по ходатайству подростка или его родителей в таких ситуациях:
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.