Какие гарантии и компенсации предусмотрены государственных или общественных обязанностей

Самое важное по теме: "какие гарантии и компенсации предусмотрены государственных или общественных обязанностей" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от ранее действовавшего положения, когда работникам на время исполнения государственных или общественных обязанностей гарантировалось сохранение и места работы (должности), и среднего заработка, в настоящее время работник освобождается от работы на период выполнения государственных обязанностей, за ним сохраняется место работы (должность), но ТК РФ не обязывает работодателя сохранять работнику средний заработок. Эта обязанность работодателя в некоторых случаях предусматривается отдельными нормативными актами.

Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:

1) участие в осуществлении правосудия в качестве народного, присяжного или арбитражного заседателя;

2) явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;

3) подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности;

4) осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;

5) участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;

6) участие в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей членов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;

7) выполнение других государственных или общественных обязанностей – в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность сохранения среднего заработка возлагается на тот государственный или общественный орган, который привлек работника к выполнению соответствующих обязанностей.

Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

Для работников, которые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со стороны работодателя. Кроме того, такие гарантии предусмотрены Законом о профсоюзах. Более подробно эти вопросы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами.

Работникам, которые в соответствии со ст. 384 ТК РФ были избраны членами комиссий по трудовым спорам, предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. При увольнении работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, работодатель должен выполнить требование ст. 373 ТК РФ о необходимости учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

К выборным должностям в государственных органах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, глав исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Работникам, которые были освобождены от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, в соответствии со ст. 172 ТК РФ также должны быть предоставлены определенные гарантии, которые устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Так, Закон о статусе члена Совета Федерации предусматривает гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж федеральной государственной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Депутату Государственной Думы, работавшему до избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой организации.

Предусмотрены гарантии и кандидатам в депутаты Государственной Думы, однако эти гарантии будут введены Законом*(60) с 7 декабря 2006 года. Согласно указанному Закону работодатель обязан по заявлению работника – зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в течение указанного срока. Такой работник не может быть уволен по инициативе работодателя или переведен на другую работу. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом*(61).

Читайте так же:  Что делать, если работодатель отказывается заключить трудовой договор

Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета*(62).

Гарантии для работников рассматриваемой категории можно разделить на два вида – общие и специальные.

Так в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются общие гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Специальными гарантиями будут являться:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) установление особенностей денежного содержания и иных выплат;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Необходимо заметить, что законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

К работникам, которым предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных и общественных обязанностей, относятся:

1) работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления;

2) работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей;

3) работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам;

4) работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей.

К работникам, привлекаемым в качестве лиц, исполняющих государственные или общественные обязанности, относятся те работники, которые:

1) выполняют обязанности присяжного заседателя;

2) выполняют обязанности членов уголовно-исполнительной инспекции;

3) вызваны в налоговые органы в качестве эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля;

4) вызваны в аналогичном качестве в органы налоговой полиции;

5) участвуют в ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий и т. п.;

6) являются уполномоченными профсоюза по охране труда, представителями профсоюза в комиссиях по охране труда;

7) участвуют в съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, и др.

Этим лицам, помимо гарантий сохранения места работы, орган, привлекший их к исполнению обязанностей, выплачивает за весь период привлечения к работе компенсацию в размере, установленном в законодательстве либо ином нормативном акте, а также в решении соответствующего общественного объединения.

Так, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (с изм. и доп. от 25 июля 2006 г.) члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда ему может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума.

Следует отметить, что в некоторых случаях государственные или общественные обязанности, налагаемые на этих лиц, могут исполняться именно в рабочее время. Пример – функции присяжного заседателя. Причем работодатели должны беспрепятственно отпускать своих работников в то время, в которое им необходимо выполнить возложенные на них функции. При этом ни продолжительность выполнения государственных или общественных обязанностей, ни их частота, ни их периодичность и иное в данном случае не имеют значения, так как причина отсутствия работника на работе не зависит от его воли.

Что касается работников, привлекаемых к выполнению воинских обязанностей, то в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (с изм. и доп. от 6 июля 2006 г.) гарантиями и компенсациями для них будет являться то, что:

1) за ними сохраняется средний заработок на все время выполнения воинских обязанностей (но не более десяти минимальных размеров заработка);

Читайте так же:  Как оформить опекунство над ребенком при наличии живых родителей, что нужно для оформления опеки

2) им выплачиваются командировочные расходы за время нахождения в пути за счет средств Министерства обороны РФ.

При этом гражданин, проходящий военные сборы, освобождается от работы с сохранением за ним места работы, ему выплачиваются оклад по воинской должности, воинскому званию, командировочные расходы за счет Министерства обороны РФ. Питание работника, призванного на военную службу или военные сборы, находящегося в пути (к месту службы или обратно), обеспечивается за счет средств Министерства обороны РФ. Работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности (в качестве членов призывной комиссии, врачей, экспертов и т. п.), за время участия в указанных мероприятиях выплачивается их средний заработок, возмещаются командировочные расходы и иные расходы за счет средств Министерства обороны РФ.

Особо следует отметить деятельность гражданского персонала воинских частей, подразделений и групп, привлеченных к выполнению задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе. Согласно Приказу Министра обороны РФ от 18 февраля 2000 г. N 90 “О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе” (с изм. и доп. от 28 января 2005 г.) для них установлены:

1) должностные оклады (тарифная ставка) в 1,5-кратном размере;

2) суточные в 2-кратном размере и другие льготы.

Сами гарантии и компенсации при этом предоставляются по основному месту работы.

Что касается гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, привлеченного к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе, то в соответствии с вышеназванным Приказом им, помимо выплаты должностных окладов (тарифных ставок) в 1,5-кратном размере и выплаты суточных в 2-кратном размере, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более четырнадцати календарных дней.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. ТК РФ устанавливается право членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, участвовать в качестве делегатов конференций и съездов, созываемых профессиональными союзами, а также в работе их выборных органов. Условия такого участия и порядок его оплаты определяются коллективным договором или соглашением.

Увольнение руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов, их структурных организаций (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы, допускается (помимо общего порядка увольнения) только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. При его отсутствии увольнение работников производится с мотивированного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются.

Членам комиссии по трудовым спорам для участия в ее работе предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка. При этом средний заработок определяется из расчета трех последних месяцев работы.

Увольнение работников, входящих в состав комиссии по трудовым спорам, может быть произведено по инициативе администрации только с мотивированного согласия выборного профсоюзного органа предприятия.

Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления. Согласно ст. 15 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивший в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) в случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа предоставление гарантий, установленных законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Государственному же служащему в соответствии со ст. 15 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Читайте так же:  Сколько платят по больничному листу

8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;

10) защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом;

11) в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставление в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, жилой площади, служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов;

12) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ возмещение расходов и предоставление иных компенсаций в связи со служебными командировками, приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещение связанных с этим транспортных расходов и расходов на оплату жилья. Указанные расходы, связанные с предоставлением гарантий, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах или органах местного самоуправления, предоставляется после ее окончания прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) в той же или в другой организации (ст. 375 ТК РФ). Она должна быть предоставлена не только после окончания срока их полномочий, но и при досрочном их окончании по уважительным причинам. При этом не имеет значения причина прекращения работы по выборной должности (неучастие в новых выборах, неизбрание на новых выборах, ликвидация органа, куда работник был избран в ходе совершенствования государственного аппарата, и т. п.).

В случаях же, если должностное лицо было вынуждено прекратить свою деятельность на выборной должности из-за допущенных злоупотреблений, повлекших его осуждение (получения взятки, должностных преступлений и т. д.), оно не вправе требовать предоставления прежней работы.

Равноценная работа (должность) – это такая работа (должность), которая соответствует прежней работе (т. е. работе, которую избранный выполнял перед избранием на выборную должность) по таким важнейшим признакам, как профессия, специальность, квалификация, условия оплаты труда, льготы и преимущества по данной работе (должности), режим рабочего времени и времени отдыха (например, продолжительность отпусков, дополнительные отпуска и т. д.). Переименование должности, выполнение работ на другом рабочем месте, на другом механизме, агрегате, в другом цехе и иное не означают, что эта работа (должность) не равноценна прежней.

По общему правилу, как уже говорилось, работнику должна быть предоставлена прежняя (или равноценная) работа в той же организации, где он работал до избрания. Однако, если он согласен, работа ему может быть предоставлена и у другого работодателя. Аналогично решается вопрос в тех случаях, когда организация, где работал избранный, к моменту его возвращения уже ликвидирована. Здесь обязанность по обеспечению равноценной работой вернувшегося работника лежит на правопреемниках и органах, принявших решение о ликвидации организации, предприятия, учреждения.

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

КАКИЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ В СЛУЧАЕ ИСПОЛНЕНИЯ РАБОТНИКОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ?

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Работодатель обязан освобождать работников от работы лишь тогда, когда общественная или государственная обязанность должна исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством (ч. 2 ст. 165, ч. 2 ст. 170 ТК РФ).

Если работник для исполнения государственных или общественных обязанностей прерывает ежегодный отпуск, то работодатель должен продлить или перенести отпуск с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

Гарантии и компенсации в связи с исполнением работником государственных или общественных обязанностей предоставляются, в частности, в следующих случаях.

Если работник является донором

В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).

Как было указано выше, в данном случае обязанность по предоставлению компенсаций возникает не у госоргана (или общественной организации), а у работодателя, как исключение из общего правила. Однако при этом донор имеет право на определенные меры соцподдержки со стороны государства (медорганизации), в том числе:

– бесплатное питание в день сдачи крови и (или) ее компонентов – за счет организации, осуществляющей деятельность по заготовке донорской крови и ее компонентов;

– первоочередное приобретение льготных путевок на санаторно-курортное лечение, если донор в течение года сдал кровь в объеме, равном двум максимально допустимым дозам (ст. 22 Закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ);

Читайте так же:  Льгота для пенсионеров по транспортному налогу в москве и московской области

– ежегодную денежную выплату лицам, награжденным нагрудным знаком “Почетный донор России”, в размере 10 557 руб. (ст. ст. 23, 24 Закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ). С учетом индексации данная выплата с 01.01.2015 установлена в размере 12 373 руб. (п. 6 ст. 8 Закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ). До 01.01.2017 очередная индексация выплаты приостановлена (п. 22 ст. 1 Закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ).

Справка. Звание “Почетный донор России”

Награждаются нагрудным знаком “Почетный донор России” доноры, сдавшие безвозмездно (ст. 23 Закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ):

– кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) 40 и более раз;

– кровь и (или) ее компоненты 25 и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 40 раз;

– кровь и (или) ее компоненты менее 25 раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови 60 и более раз;

– плазму крови 60 и более раз.

Если работник вызван в суд в качестве свидетеля

Работник освобождается от работы на время судебного заседания, а также на время, необходимое для проезда в суд (если суд расположен в местности, удаленной от места жительства работника), на основании судебной повестки о явке в суд в качестве свидетеля (ч. 1 ст. 170 ТК РФ; ст. 113 ГПК РФ; ст. 121 АПК РФ; ст. 96 КАС РФ). При этом суд выплачивает ему денежную компенсацию исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и среднего заработка. Также возмещаются понесенные работником в связи с явкой в суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (ч. 1, 2 ст. 95; ст. ст. 96, 97 ГПК РФ; ч. 1, 4 ст. 107, ст. ст. 108, 109 АПК РФ).

Если работник направлен на медицинское освидетельствование для решения, в частности, вопросов о постановке его на воинский учет или о призыве на военные сборы

Такие работники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Также им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, и командировочные расходы (п. 1 ст. 6 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Если работник проходит военные сборы

В этом случае работники также освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка (п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ). Кроме того, лицам, проходящим военные сборы, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые законодательством, в том числе оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклад по воинскому званию (п. 3 ст. 6 Закона N 53-ФЗ; п. 1 ст. 13.1 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Если работник, являясь членом профсоюзных органов, принимает участие в качестве делегата съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также участвует в работе их выборных органов

Условия освобождения таких работников от работы и порядок оплаты им времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (п. 6 ст. 25 Закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ).

Если работник исполняет обязанности присяжного заседателя в федеральном суде общей юрисдикции

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей с освобождением от работы на основании извещения с указанием даты и времени прибытия в суд один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, – на все время рассмотрения этого дела (ч. 1 ст. 170 ТК РФ; п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 11 Закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ; ч. 6 ст. 326 УПК РФ). Соответствующий суд выплачивает такому работнику за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка работника по месту его основной работы. Также суд возмещает командировочные и транспортные расходы. Увольнение или перевод работника по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Если работник вызван в налоговый орган в качестве свидетеля

За время освобождения от работы в связи с явкой на основании соответствующего уведомления в налоговый орган работнику выплачивается зарплата по основному месту работы, а также отдельно, за счет бюджетных средств, возмещаются расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. п. 1, 3, 4 ст. 131 НК РФ; ч. 1 ст. 170 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 N 298).

Гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей

Работнику за время исполнения обязанностей государственным органом или общественным объединением, которые привлекли его к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивается компенсация в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Читайте так же:  Как вернуть излишне удержанный работодателем ндфл

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время [4].

Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:

  • – участие в осуществлении правосудия в качестве народного, присяжного или арбитражного заседателя;
  • – явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;
  • – подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности;
  • – осуществление избирательного права в качестве кандидата в депутаты;
  • – участие члена добровольной пожарной охраны в организации предупреждения пожаров и их тушении;
  • – участие в коллективных переговорах в качестве представителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей членов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;
  • – выполнение других государственных или общественных обязанностей – в случаях, предусмотренных законодательством [4, 10].

Обязанность сохранения среднего заработка возлагается на тот государственный или общественный орган, который привлек работника к выполнению соответствующих обязанностей.

Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе.

На время прохождения военных сборов работники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути [9, с. 87].

При прохождении военных сборов в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями устанавливаются коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях [21, с. 161].

В соответствии с Трудовым кодексом РФ работникам, привлеченным к исполнению государственных или общественных обязанностей, предоставляются определенные гарантии. Работодатель освобождает работника от работы, а компенсация за время выполнения государственных или общественных обязанностей производится органом или общественным объединением, привлекшим работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Наряду с этой нормой действуют другие положения, содержащиеся в целом ряде федеральных законов (например, в Гражданском процессуальном кодексе РФ, Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» и др.) [1]. Они предусматривают, что за работником на период исполнения государственных или общественных обязанностей сохраняется не только место работы, но и средняя заработная плата, которая выплачивается за счет средств работодателя.

Таким образом, возникает коллизия норм, которая согласно статье 5 ТК РФ должна решаться путем применения соответствующей нормы Трудового кодекса.

Однако такой подход приведет к тому, что проблемы противоречивости законодательства будут решаться за счет работников, исполняющих государственные и общественные обязанности, имеющие значение для организации безопасности государства, осуществления правосудия, для общества в целом.

Лучший способ решения указанной проблемы – устранение возникших между федеральными законами противоречий, избрание единого для всех случаев исполнения государственных и общественных обязанностей подхода к предоставлению гарантий. Представляется, что в качестве такого подхода лучше всего использовать правило ст. 170 ТК РФ, поскольку оно учитывает как интересы работника, так и интересы работодателя. Кроме того, выплата работнику компенсации за счет органов и организаций, которые отвлекли его от трудовой деятельности, представляется вполне логичным и справедливым правовым решением.

Пока этого не сделано, в целях защиты прав работника и с учетом особого социального назначения трудового законодательства можно исходить из того, что в случаях, прямо предусмотренных тем или иным федеральным законом, работодатель может сохранять за работником средний заработок за период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Изображение - Какие гарантии и компенсации предусмотрены государственных или общественных обязанностей 4596
Автор статьи: Егор Зорин

Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.8 проголосовавших: 32

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here