Самое важное по теме: "какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
- 1 Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?
- 2 Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?
- 3 Государственным поликлиникам могут запретить оказывать платные услуги
- 4 Зачем государственные больницы взялись оказывать платные услуги
- 5 Организация платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях
Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?
Медицинские организации вправе предоставлять платные медицинские услуги в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).
При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений. Например, нельзя предоставлять платно скорую помощь, в том числе специализированную, оказываемую государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, а также медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме иными медучреждениями (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Примечание. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента ( п. 1 ч. 4 ст. 32 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то она имеет право предоставлять платные медицинские услуги (п. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 7 Правил):
а) на иных условиях, чем предусмотрено программами, по желанию пациента, включая в том числе:
установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших (если только их назначение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарств, входящих в указанный перечень), а также применение медицинских изделий, лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
б) анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
в) иностранным гражданам, лицам без гражданства (за исключением застрахованных по ОМС) и российским гражданам, не проживающим постоянно на территории РФ и не являющимся застрахованными по ОМС (если иное не предусмотрено международными договорами РФ);
г) при самостоятельном обращении пациента за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона N 323-ФЗ, и случаев оказания скорой помощи.
Примечание. Если пациент не желает соблюдать предусмотренный порядок оказания медицинской помощи, например обращается в стационар при отсутствии направления лечащего врача, учреждение может предложить ему платную медпомощь.
При оказании платных медицинских услуг не должны ущемляться права граждан, получающих такие услуги безвозмездно в рамках программы госгарантий. Однако если другим пациентам за плату предоставляются, например, услуги медицинского персонала более высокой квалификации, это может привести к конфликту.
Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.
Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?
К платным услугам медицинского характера относятся сервисные медицинские услуги, предоставляемые медучреждениями услуги за счет средств пациентов медучреждений, работодателей, других физлиц по оформленным договорам, включая пациентов, обслуживание которых осуществляется по программе ДМС. Пациентам оплачиваемые услуги могут оказываться государственными, муниципальными заведениями здравоохранения в рамках Закона РФ о защите прав потребителей, в соответствии с Правилами предоставления медучреждениями платных мед. услуг (Постановление №1006 от 04.10. 2012 г.). Регламентирует процесс платного медобслуживания также и ГК РФ. При этом законодательно не разрешается замещать бесплатную медпомощь гражданам РФ платной.
Особенности оказания медучреждениями платных услуг
Медицинские заведения располагают правом оказания услуг на платной основе в соответствии медицинскими услугами, перечисленными в их лицензиях на ведение медицинской деятельности. При предоставлении таких услуг законодательно установлены определенные ограничения. К ним в частности законодательство относит платную скорую помощь, также и специализированную, которую должны предоставлять государственные и муниципальные медицинские организации. Не является платной также экстренная форма помощи, предоставляемая прочими медучреждениями. Эти ограничения установлены Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011 (ст. 11, ст.35).
Экстренно предоставляемой считается медпомощь при наступлении внезапного ухудшения здоровья пациента при остром течении заболевания, внезапных обострениях хронических болезней, в состояниях, которые являются угрозой для жизни больного. Гражданам России медучреждения в случае наличия лицензии могут оказывать следующие виды услуг:
- Профилактические;
- Лечебно-диагностические;
- Реабилитационные;
- Зубопротезные;
- Протезно-ортопедические.
Возможность оказания платной помощи государственными и муниципальными медучреждениями регламентируется разрешениями соответствующих органов управления в области здравоохранения. Медицинские заведения должны уведомлять пациентов о перечне услуг, предоставляемых платно, указывая их стоимость, условия оказания и получения с обязательным перечислением льготных категорий населения. Вместе с этой информацией граждан также должны уведомить о наличии сертификатов у специалистов, и предоставить сведения об их квалификации.
Пациентам клиник нужно помнить, что услуги, предоставляемые без оформления медперсоналом муниципальных и государственных организаций здравоохранения договора с потребителем — грубое нарушение законов РФ. Договор на оказание платных медицинских услуг является гарантом оказания качественной и своевременной помощи пациенту. Платить за оказание помощи можно через банк или рассчитываться непосредственно в медучреждении с помощью контрольно-кассовых аппаратов, бланков, которые относятся к документации строгой отчетности. Эти формы документов утверждаются в установленном законом порядке. Медучреждения должны в обмен на деньги за помощь предоставлять чек или копию бланка, которым подтверждена оплата.
При участии медучреждения в программе государственных гарантий по бесплатному предоставлению медпомощи, а также в региональной программе гарантий государства по бесплатному обслуживанию больных, такому заведению согласно ч.5З ст.84 закона №323-ФЗ и п.7 Правила, разрешено оказывать платную медицинскую помощь. Платные услуги (работы) предоставляются:
- На прочих условиях, нежели определены программами, если есть желание больного, включая:
- организацию для больных индивидуальных постов с медицинским наблюдением при лечении в стационарных условиях;
- использование препаратов, которые не являются жизненно необходимыми и чрезвычайно важными (кроме случаев, когда эти лекарства назначены по жизненным показаниям или ими заменены препараты, к которым у пациента существует индивидуальная непереносимость, если они входят в перечень бесплатных);
- использование изделий медицинского назначения, лечебно-профилактического питания, не оговоренного стандартами предоставления медпомощи.
- В анонимном порядке, кроме случаев, оговоренных законодательными актами РФ;
- Гражданам других государств, лицам, не имеющим гражданства (кроме граждан, имеющих страховые полисы обязательного медицинского страхования), гражданам России, которые не живут в России и не имеют полисов ОМС (кроме случаев, оговоренных в международных договорах с РФ);
- Если больной самостоятельно обращается за предоставлением услуг медицинского характера, кроме случаев, предусмотренных ст.21 законом №323-ФЗ, а также при оказании скорой медицинской помощи.
В случае нежелания пациента соблюдать установленный порядок предоставления медпомощи, к примеру, если он обращается в стационарное отделение больницы, не имея направления от врача, который его лечит, ему может быть предложена платная стационарная медицинская помощь. Порядок предоставления платных медицинских услуг по полису ОМС определен Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года.
Если гражданам оказываются платные медуслуги, это не значит, что права лиц, которым такие же услуги предоставляются на бесплатной основе по программе государственных гарантий, должны ущемляться. Но если больные, оплачивающие медицинские услуги, получают более квалифицированную медицинскую помощь врачами более высокой квалификации, это может стать причиной конфликтов.
Государственным поликлиникам могут запретить оказывать платные услуги
Попытки врачей взять с людей деньги будут рассматриваться как взятка
Фото: Геннадий Михеев / ПГ
Из государственных больниц и поликлиник должны исчезнуть платные медуслуги. Как стало известно «Парламентской газете», соответствующий законопроект первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов намерен внести в парламент уже в июне.
Инициатива депутата — ответ на попытки медиков всеми правдами и неправдами выудить у пациентов деньги. «Пока мы не запретим государственным и муниципальным медучреждениям оказывать платные медуслуги, у пациентов будут проблемы, к примеру, с записью к врачу, — пояснил «Парламентской газете» Федот Тумусов. — Что происходит сегодня? Вы обращаетесь в государственную поликлинику, а вам говорят: «У нас очередь, врач сможет вас принять только через неделю. Но если вы заплатите деньги, то на приём сможете попасть уже сегодня». Такого быть не должно».
Разработанный парламентарием законопроект предписывает, что платные медуслуги смогут оказывать только частные клиники. «Что касается государственных и муниципальных медучреждений, то после введения такого запрета попытки врачей взять с людей деньги можно будет расценивать, как вымогание взятки. Со всеми вытекающими отсюда последствиями», — подчеркнул Федот Тумусов.
Предложение Федота Тумусова готовы поддержать многие специалисты. По данным Счётной палаты, после так называемой оптимизации системы здравоохранения, объём бесплатных медуслуг в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках сократился на 25 процентов, напомнил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. При этом количество «платных больных» в некоторых медицинских учреждениях приблизилось к 85 процентам от всех пролеченных. «То, что медпомощь в государственных и муниципальных медучреждениях должна оказываться бесплатно, уже написано в нашей Конституции. Другое дело, что закон об основах охраны здоровья граждан трактует эту норму по-другому, — признал правозащитник. — Этот закон предписывает, что бесплатно медпомощь должна оказываться «в соответствии с программой госгарантий». Но кто вообще знает, что именно в эту программу входит?»
В качестве примера эксперт привёл случай из личной практики: «Как-то мы четыре месяца разбирались с жалобой пациентки, которой при внематочной беременности сделали лапароскопию и запросили за это деньги. Территориальный фонд ОМС в итоге нам написал, что лапароскопия входит в территориальную программу госгарантий, и её должны были сделать бесплатно, региональное Министерство здравоохранения вынесло вердикт, что в программу госгарантий эта процедура не входит, и, соответственно, она действительно платная, а замглавы Минздрава РФ, с которым я был на связи, в итоге мне сказал буквально следующее: «Что-то я так и не понял, входит ли лапароскопия в программу госгарантий или не входит». Если на таком уровне сложно разобраться, что говорить о пациенте? Он точно не сможет оперативно понять, за что с него деньги пытаются взять обоснованно, а за что — нет».
Даже если мы говорим об иностранцах или о людях, у которых нет медполиса, в том случае, если их привозит скорая, мы должны им оказать бесплатную медпомощь.
С пониманием к инициативе относятся и в медицинском сообществе. «Деньги в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках можно брать с иностранцев, с тех, у кого нет медицинского полиса, — считает заведующий отделением неотложной сосудистой хирургии НИИ скорой помощи имени Склифосовского Владимир Шестоперов. — Но мы нередко сталкиваемся совсем с другим. К примеру, сами пациенты спрашивают: «А есть у вас платные палаты? Можно мы куда-нибудь заплатим за одноместную или двухместную?» Так вот, в нашем отделении платных палат нет. Ведь что такое держать платную палату? К примеру, наше отделение рассчитано на 60 пациентов, и маленькие палаты, с небольшим количеством коек, в это число тоже входят. Если мы будем оставлять какие-то из них пустыми, рассчитывая на то, что кто-то может нам предложить за них деньги, то тем самым мы создадим искусственные трудности другим пациентам. Кому-то из них придётся в это самое время лежать в коридоре».
В то же время, по словам эксперта, грань, в каких случаях медики должны оказывать платную помощь, а в каких бесплатную, в некоторых случаях является слишком тонкой даже для самих врачей. «Даже если мы говорим об иностранцах или о людях, у которых нет медполиса, в том случае, если их привозит скорая, мы должны им оказать бесплатную медпомощь. И бесплатной она должна оставаться до тех пор, пока «есть угроза для жизни пациента». Но как можно чётко провести грань между тем, что угроза для жизни сохраняется, и тем, что этой угрозы уже нет?» — интересуется Владимир Шестоперов.
В то же время некоторые парламентарии считают, что бороться с попытками медиков заработать можно и другими, не столь радикальными методами. «Вообще запрещать государственным и муниципальным медорганизациям оказывать платную медпомощь всё же не стоит, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый. — Напомню, заработанные таким образом деньги больницы и поликлиники тратят главным образом на две цели: часть из них идёт на зарплаты медперсоналу, часть — на развитие медучреждения, то есть закупку оборудования, расходных материалов, лекарственных препаратов».
По словам сенатора, за оказанием платных услуг больницами и поликлиниками предусмотрен довольно строгий контроль: «Утверждается прейскурант, и главврачи отчитываются перед региональными департаментами здравоохранения, сколько денег больница или поликлиника заработала, — пояснил сенатор. — К тому же по закону в каждом медучреждении должна быть информация для пациента, что ему положено бесплатно, а за какие медуслуги придётся заплатить».
Другое дело, что, по словам Владимира Круглого, и местные департаменты здравоохранения, и Росздравнадзор, и Роспотребнадзор должны следить за тем, чтобы больницы и поликлиники «искусственно не создавали таких условий, в которых человеку за медпомощь придётся платить». «Надуманные очереди к специалистам, естественно, недопустимы, — подчеркнул сенатор. — Но в данном случае за происходящем в больницах и поликлиниках должны следить местные власти, здесь очень многое от них зависит».
Что же касается радикальных запретов на платную медпомощь, то эта мера, по мнению сенатора, просто уведёт такие услуги «в тень», и пациенты начнут договариваться с врачами частным образом.
Зачем государственные больницы взялись оказывать платные услуги
«Это не только у вас, это, судя по всему, по стране в целом происходит. К специалистам нужно записываться за месяц, талонов нет, а чтобы сдать анализы – за три месяца. за деньги – в любое время. Это криминал», – выговаривал губернатору Амурской области Александру Козлову президент Владимир Путин, лично инспектировавший в начале августа дальневосточные территории. Козлов в этой трудной беседе действительно был вынужден отдуваться за всех своих коллег – коммерциализация государственной медицины идет повсюду, но уж больно тернистым, а довольно часто (с Путиным тут не поспоришь) и нелегитимным путем. однако, как убедился Vademecum, балансировать на грани дозволенного и разумного операторам госсектора приходится в силу обстоятельств непреодолимой силы – недофинансирования индустрии, ущербной нормативной базы, невнятной тарифной политики регуляторов и в принципе отсутствия у всех участников процесса понимания, зачем государственным медучреждениям нужна такая опция, как платные услуги.
В Минздраве Красноярского края к аппаратной теме отнеслись чуть внимательнее: на сайте ведомства прямо указано, что медучреждение может оказывать платные услуги в «специально выделенных помещениях (кабинетах, отделениях)», за исключением случаев, когда «медицинская технология не может быть дублирована». Уже яснее: значит, тяжелая техника – КТ, МРТ – не простаивает, а параллельно обслуживает оба пациентопотока – бесплатный и коммерческий. В каком порядке – другой вопрос.
В смысле клиентоориентированности государственные операторы пока тоже бес‐ конечно далеки от частников, подтверждает Андрей Бердников из Воронежской ОДКБ №1. «Сейчас пациенты, которые приходят целенаправленно за платными услугами, и пациенты, обсуживающиеся по полису, по сути, сидят в одной очереди. На отдельных врачей для платного отделения нет средств, да и смысла в этом не вижу – была бы возможность организовать штатное расписание уже имеющегося персонала, – поясняет он. – Но продвинуть какие‐то решения сложно, госсистема ригидна, ориентирована на стандартную работу в ОМС. Например, мы долго обсуждали с коллегами из планово‐экономического отдела идею поставить терминалы для безналичного расчета, чтобы можно было оплачивать банковскими картами или с помощью гаджетов, но все‐таки пришли к консенсусу».
Ассортимент коммерческих услуг в большинстве учреждений дублирует позиции, доступные по ОМС, об этом рассказали 56% участников опроса сети «Доктор на работе», а 41% респондентов сообщили, что за деньги в их учреждении можно, кроме прочего, пройти дополнительные исследования, например, генетические анализы. Большинство клиник не разделяют пациентские потоки – в обслуживании владельцев полисов ОМС и договоров об оказании платной помощи задействованы одни и те же специалисты: 59% респондентов сообщили, что в их учреждении медперсонал предоставляет платные и гарантированные услуги параллельно, и лишь 7% опрошенных подтвердили существование отделения с обособленным штатом специалистов. Зато, как подчеркнули 68% респондентов, совместительство благоприятно отражается на зарплате – сотрудники, обслуживающие «платников», получают свой процент от продаж.
На что, кроме зарплаты, медучреждения тратят заработанное? По словам участников опроса, коммерческая выручка расходуется по‐разному: 42% респондентов сообщили, что свободные средства идут на закупку оборудования; 30% считают, что этими деньгами организации гасят долги. Встречались и негативные высказывания – «руководство забирает себе», «основную часть кладет себе в карман администрация, и около 5% выплачивается сотрудникам». Один из наших респондентов поделился деталями: «До 50% главный врач забирает лично себе, в свой карман, хищнически эксплуатируя подчиненных, создавая скрытое рабство, на вырученные деньги создавая строительные фирмы‐однодневки и фирмы‐поставщики, например, компьютерных томографов, и наворачивает в три конца цены на строительные услуги и оборудование, просто откатов ему уже мало».
Организация платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях
Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать платные услуги населению и юридическим лицам, основные различия при этом заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. В табл. 1 представлены права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности.
Права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности
Автономное некоммерческое учреждение
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Право осуществлять приносящую доходы деятельность
Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах
Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах
Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами
Право на распоряжение доходами, полученными от приносящей доход деятельности
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения
Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации
Проведенный анализ системы платных медицинских услуг показал, что наряду с определенными достижениями (расширение рынка медицинских услуг, повышение конкурентоспособности медицинских организаций и специалистов, получение дохода указанными организациями от оказания платных медицинских услуг, расширение права выбора пациентами медицинских организаций и специалистов и др.) имеется ряд проблем. К ним, в первую очередь, можно отнести проблемы несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы по оказанию платных медицинских услуг. По нашему мнению, основными проблемами здесь являются:
1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о собственном состоянии здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению отдельных видов медицинских вмешательств;
2) недостаточная проработанность на федеральном уровне методик и рекомендаций по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, в т.ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные медицинские услуги, а также организацию работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры;
3) отсутствие четких профессиональных рекомендаций о формировании рынка медицинских услуг с учетом предложения более широкого спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, в том числе не включенных в программу государственных гарантий и территориальные программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
4) недостаточная проработанность методологии оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях с учетом их специфики и повышения удовлетворенности производителей и потребителей медицинских услуг;
5) отсутствие организационно-функциональных моделей по организации и оказанию платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях;
6) несовершенство методики расчета тарифов на медицинские услуги, отсутствие достаточной гибкости при утверждении тарифов с учетом меняющейся экономической ситуации и платежеспособного спроса населения.
В качестве возможных угроз, также связанных с недостатком развития нормативной правовой базы, можно спрогнозировать следующие:
1. Необоснованный рост объемов платных медицинских услуг в ущерб объемам и уровню медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов.
2. Некорректное использование ресурсной базы государственных медицинских организаций для оказания платных медицинских услуг.
3. Нарушение финансовой отчетности и расчетов при оказании платных медицинских услуг.
Существует и ряд иных проблем, проявляющихся в процессе деятельности организаций и специалистов государственных организаций при оказании платных медицинских услуг. К ним, прежде всего, относятся отсутствие научно обоснованных структурно-организационных моделей деятельности государственных медицинских организаций и работающих в них специалистов по оказанию платных медицинских услуг, системы подготовки руководителей и специалистов по этому направлению деятельности, а также недостаточное изучение мнения пациентов о степени удовлетворенности медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе в государственных медицинских организациях.
Все указанное зачастую способствует принятию незрелых управленческих решений по организации и совершенствованию системы оказания платных услуг, создает предпосылки к неравенству при оказании платных медицинских услуг и услуг, оказываемых без взимания платы, а также к возникновению иных организационных, финансовых и правовых нарушений. Это говорит о целесообразности более глубокого изучения практики деятельности производителей платных медицинских услуг и оценки указанной деятельности потребителями данных услуг.
Анализ существующих вариантов организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях, проведенный по литературным данным и по отчетным данным государственных медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы показал, что наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующие (табл. 2):
Варианты организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях
Организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов.
Организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованиям основного оборудования организации и иных ресурсов организации
Смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов
Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др.
При реализации платных медицинских услуг с использованием подходов, обозначенных нами как первый вариант, специализированное подразделение, существующее сверх установленного штатного расписания, является самостоятельным в пределах своей компетенции в структуре медицинской организации. При этом сверхбюджетными составляющими являются не только штат сотрудников и выделенные площади, а также медицинское оборудование, лекарственные препараты и другие расходные материалы.
Рассмотрение основных преимуществ, проблем и особенностей перечисленных вариантов свидетельствует о следующем (табл. 3, 4)
Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей первого варианта организации и оказания платных услуг
1) возможность полного автономного учета всех ресурсных затрат (рабочего времени персонала, амортизации оборудования, коммунальных расходов, средств, для закупки лекарственных препаратов, мягкого инвентаря, моющих и дезсредств и др.);
2) удобство ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета, что исключает возможность нарушения финансовой дисциплины и отчетных данных, а также двойную оплату услуг из различных источников, т.е. минимализация риска нарушения законодательства;
3) возможность оказания необходимого внимания к пациентам, оплатившим услуги, минимизация очередности и времени ожидания услуг.
1) дефицит площадей, необходимых для создания отдельных подразделений;
2) необходимость привлечения дополнительных кадровых ресурсов при имеющем место кадровом дефиците основных работников;
3) финансовые затраты, в том числе на ресурсное обеспечение, например, закупку дорогостоящего оборудования, оплату труда персонала и др. расходы, которые могут стать катастрофичными при отсутствии достаточного потока пациентов.
Эффективность работы требует:
1) реализации концепции маркетинга, учитывающей конъюнктуру рынка, возможность производства востребованных и конкурентоспособных медицинских услуг и другие аспекты;
2) формирования достаточного и постоянного потока пациентов;
3) создания благоприятного имиджа медицинской организации.
Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей второго варианта организации и оказания платных услуг
1) отсутствие необходимости на первоначальном этапе во вложении дополнительных материально-технических, финансовых и иных ресурсов, привлечении дополнительных кадров и т.д.
1) существенное повышение степени риска нарушений законодательства о приносящей доход деятельности;
2) сложности ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета;
3) более интенсивное использование ресурсной базы медицинской организации зачастую без ее должного возмещения за счет поступающих внебюджетных средств;
4) сложности разделения потоков и маршрутизации пациентов, получающих платные медицинские услуги и услуги по ОМС, что вызывает возникновение конфликтных ситуаций;
5) вероятность сокращения гарантированной медицинской помощи населению вследствие увеличения объемов оказания платных услуг в медицинской организации;
6) возникновение возможного неравенства в отношении медицинского персонала к пациентам, получающим медицинскую помощь на платной основе и в рамках ОМС;
7) отсутствие достаточной комфортности при организации и оказании платных услуг (отдельной записи, регистрации, приема и индивидуального лечения пациентов), что негативно сказывается на потребительской активности и качестве предоставляемых медицинских услуг.
Эффективность работы требует:
1) постоянных организационных усилий руководителей и исполнителей медицинских услуг по решению текущих проблем по оказанию платных услуг и услуг по ОМС, снижению возникающей напряженности;
2) постоянного и действенного контроля организации и качества оказания всех видов медицинских услуг, соблюдения действующего законодательства со стороны всех уполномоченный организаций и специалистов.
Подход к оказанию платных услуг в государственных медицинских организациях, при котором формируется отдельный штат сотрудников и выделяются для этих целей площади (кабинеты, отделения) – вариант N 1, является актуальным для крупных лечебно-профилактических центров или узкоспециализированных поликлиник.
Второй вариант, наиболее часто применяемый в государственных медицинских организациях, заключается в оказании платных услуг силами медицинского персонала (утвержденного штатным расписанием), в их основное рабочее время, без выделения самостоятельных структурных подразделений. Для него также характерен ряд преимуществ, проблем и особенностей.
Применение данного варианта актуально при небольшом количестве оказываемых услуг в медицинской организации, а также в период становления и развития приносящей доход деятельности.
Выбор конкретного варианта в медицинской организации зависит многих факторов и может изменяться, в зависимости от стадии развития данного направления деятельности.
По мере увеличения объемов предоставляемых услуг назрела необходимость пересмотра и оптимизации их оказания. Предпосылками для организации самостоятельной организационно-функциональной модели являются следующие факторы:
1) увеличивающийся спрос на предоставляемые медицинские услуги со стороны страховых компаний, в рамках ДМС;
2) переход на одноканальное финансирование, с сохраняющимся финансовым дефицитом;
3) изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности учреждения, с расширением прав и возможностей руководителей в данной сфере;
4) накопленный опыт медицинских организаций в данной сфере деятельности.
Таким образом, анализ вариантов оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях свидетельствует о том, что необходима разработка унифицированных организационно-функциональных моделей совершенствования указанной деятельности, с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг и минимизации рисков.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.