Самое важное по теме: "какие права есть у водителя, если инспектор дпс остановил автомобиль" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
Какие права есть у водителя, если инспектор ДПС остановил автомобиль?
Инспектор ДПС должен указать место остановки автомобиля, если он подает сигналы об остановке (п. 86 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664).
Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 руб. В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере ( ч. 2 ст. 12.25 , ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Остановив автомобиль, водитель имеет право не выходить из него и вести разговор с инспектором через открытое окно своего автомобиля. Инспектор при обращении к водителю должен представиться — назвать свою должность, звание и фамилию. Затем сообщить причину и цель остановки автомобиля, а также изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов (п. п. 45, 89 Регламента).
По требованию водителя инспектор обязан предъявить служебное удостоверение (п. 45 Регламента). Эти данные могут пригодиться, если возникнет какая-либо конфликтная ситуация.
Инспектор вправе предложить водителю (п. 93 Регламента):
а) выйти из автомобиля:
- в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
- при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
- для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
- когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;
б) переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:
- нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
- нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
По требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения подразделения ДПС или телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу (п. 52 Регламента).
Инспектор ДПС имеет право использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру, уведомив об этом водителя (п. п. 38, 39, 40 Регламента).
Водитель также вправе вести съемку общения с инспектором ДПС, если это не запрещено законодательством и не создает помех инспектору в работе, о чем тот должен проинформировать водителя. В иных случаях инспектор не вправе препятствовать осуществлению съемки (Информация МВД России от 20.10.2017).
По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий (п. 51 Регламента).
В случае возникновения нестандартных ситуаций помните, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесены телефоны доверия, которыми вы можете воспользоваться.
Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.
Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:
Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.
При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.
В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.
Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».
Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Какие права есть у водителя, если инспектор ДПС остановил автомобиль?
В некоторых случаях, имея соответствующие основания, инспектор ГИБДД вправе остановить ваше транспортное средство. Это может произойти в случае, если будут зафиксированы признаки нарушения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения или по другим основаниям, полный перечень которых указан в п. 84 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 г. Если инспектор ГИБДД подает сигналы для остановки вашего автомобиля, он обязан, согласно п. 86 Административного регламента, указать место остановки.
Если водитель не выполнит законное требование инспектора остановиться, это повлечет административное наказание в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей (см. ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ). Впрочем, лицо, привлеченное к административной ответственности, может уплатить штраф в размере 50% от суммы, если уплатит его не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении наказания (см. ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Уплатить штраф в меньшем размере не получится, если исполнение наказания было отсрочено (рассрочено). Далее подробно разберемся какие права есть у водителя, если инспектор ДПС остановил автомобиль при исполнении своих служебных обязанностей.
Обязанность инспектора ГИБДД после остановки автомобиля
Остановив транспортное средство, инспектор ГИБДД, согласно п. 45 Административного регламента, обязан подойти к водителю, представиться, то есть сообщить водителю свое звание, должность и фамилию и предъявить удостоверение. При остановке сотрудник ГИБДД должен сразу объяснить водителю причину остановки (п. 89 Регламента). Водитель при этом имеет право не выходить из автомобиля и общаться с инспектором через опущенное стекло двери автомобиля.
При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД согласно п. 93 Регламента вправе предложить водителю:
Сотрудник ГИБДД может вам предложить покинуть свое водительское кресло и выйти из авто в следующих случаях:
- При обнаружении у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния.
- Для проведения сверки номеров агрегатов и узлов автомобиля с данными в регистрационных документах, что делается в присутствии водителя или владельца автомобиля.
- Для проведения осмотра или досмотра автомобиля и груза, а также личного досмотра водителя.
- Для устранения нарушения правил перевозки грузов или технической неисправности транспортного средства.
- В случае, если поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД.
- Если необходимо участие водителя в оказании помощи сотрудникам полиции, другим участникам движения или для оказания содействия в осуществлении процессуальных действий.
Требование установить автомобиль на место, указанное сотрудником ГИБДД
Это действие предпринимается для:
- Устранения помехи иди угрозы для других участников дорожного движения, если автомобиль на месте остановки создает помехи для движения.
- Устранения угрозы для личной безопасности инспектора, если такая угроза возникает при обращении сотрудника к водителю, находящемуся в транспортном средстве на месте остановки.
В случае необходимости участия водителя для оформления процессуальных документов сотрудник ГИБДД может предложить водителя занять место в патрульном автомобиле.
Административный регламент (п. 52) обязывает инспектора сообщить по требованию водителя телефон и адрес дежурного подразделения ДПС (районного органа МВД РФ), в котором он проходит службу.
Сотрудник ГИБДД при возможности должен осуществлять административные процедуры, находясь в поле зрения систем видеонаблюдения, в том числе видеорегистраторов в патрульном автомобиле, на патрульном посте или носимых средств видеорегистрации. При использовании таких технических средств сотрудник ГИБДД обязан предупредить об этом лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур. Если процессуальные действия осуществляются без участия понятых, разрешается использовать видеорегистраторы. Полученные видеозаписи приобщаются к протоколу (см. п. п. 38, 39, 40 Регламента).
Информация МВД РФ от 20 октября 2017 г. не препятствует водителю так же фиксировать происходящее во время общения с инспектором на видеорегистратор. Единственное исключение – если видеосъемка создает помехи работе инспектора, о чем тот сразу же должен проинформировать водителя. П. 51 Регламента обязывает инспектора ГИБДД по требованию водителя разъяснить порядок обжалования действий инспектора.
Обязанности и права водителя. Права водителя при остановке ГАИ
Большая часть владельцев автотранспорта не знает, какие права имеет водитель, что входит в его обязанности и какие действия запрещены. В ситуации остановки сотрудниками полиции это может вызвать возникновение конфликтной ситуации. В подобных случаях многие водители не верят в благоприятный исход и соглашаются с решением сотрудника ГИБДД, не оспаривая его вердикт. Тем более что некоторые недобросовестные представители этой профессии пользуются отсутствием достаточных знаний действующего законодательства у населения.
Права и обязанности водителя должен знать любой уважающий себя автовладелец. Это необходимо для того, чтобы минимизировать подобные ситуации.
Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.
Если требование об остановке происходит одиночным нарядом на автомобилях с отсутствующими специальными обозначениями в темное время суток на неосвещенных улицах и участках дорог, и с нарушением правил, то в права водителя при остановке входит возможность не выполнять требования. После этого лицо должно сообщить об этом случае в ближайший пост ГИБДД или отдел полиции. Это обусловлено тем, что возникло предположение, что человека останавливали не сотрудники полиции.
В права водителя входит осуществление записи всех действий сотрудника полиции, беседы с ним – на диктофон, пути следования – на видеокамеру. Изъятие средств видеозаписи или аудиозаписи запрещено. Исключение составляют случаи, когда средства могут послужить орудием для совершения правонарушения.
Если автотранспорт остановлен сотрудником полиции, водителю рекомендуется быть вежливым, не грубить, разговаривать уважительно и корректно. Он должен спросить причину, так как для этого необходимо наличие основания, которое сотрудник ГИБДД должен четко сформулировать и разъяснить.
Если представитель ГАИ не разъяснил причину остановки, в права водителя входит продолжение пути. При этом, спросив разрешения на данное действие у остановившего его сотрудника, лицо может отправляться дальше.
Основаниями для остановки являются следующие факторы:
- Наличие признаков нарушения, которые касаются норм обеспечения безопасности движения.
- Причастность водителя или пассажиров к совершению административного правонарушения, совершению ДТП или преступлению.
- Опрос лица, управляющего транспортом, или пассажиров об обстоятельствах административного правонарушения, совершения ДТП, преступления, очевидцами которых они оказались.
- Проверка документов на право пользования и управления авто.
- Осуществление определенных действий, направленных на проверку транспорта, перевозимого груза и перемещающихся в нем лиц.
- Привлечение водителя для оказания помощи сотрудникам полиции или другим участникам дорожного движения.
- С целью использования транспортного средства представителями органов власти.
- С целью привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Основания полагать, что транспортное средство находится в розыске, или оно используется в противоправных целях.
- Осуществление распорядительно-регулировочных действий.
Если возникла ситуации, в которой человек не согласен с просьбами и вердиктами сотрудника полиции, то в права водителя входит требование о том, чтобы вызвали вышестоящего представителя структуры.
В обязанности водителя входят нижеперечисленные действия:
В случае дорожного транспортного происшествия причастный к нему водитель обязан незамедлительно остановиться. С места нельзя трогать транспортное средство. Необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак остановки. Имеющие отношение к происшествию предметы перемещать также запрещено. Если есть пострадавшие лица, то необходимо предпринять меры по оказанию помощи, вызвать медицинскую помощь. В случаях, не требующих отлагательств, можно отправить пострадавших на попутном транспорте средстве или доставить на своем в ближайшее лечебное заведение.
Если вследствие ДТП проезд других авто невозможен или нужна срочная доставка на своей машине пострадавших людей в соответствующие учреждения, то в права и обязанности водителя входит освобождение проезжей части. Сделать это необходимо, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение, в котором находилось транспортное средство, а также предметы и следы, относящиеся к ДТП. В том числе это делают путем применения фото- и видеосъемки. Нужно принять необходимые меры для их сохранности и организации объезда другими транспортными средствами места аварии. О происшествии необходимо сообщить в полицию. Также нужно записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Когда в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, а водители пришли к взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, они имеют право предварительно составить схему происшествия. Нужно подписать ее и прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган полиции для оформления данного происшествия.
Если в результате ДТП двух транспортных средств причинен вред только имуществу, а обстоятельства, характер происшествия и повреждения не вызывают у сторон разногласия, разрешается урегулирование события самостоятельно. Делают это путем заполнения сторонами соответствующих бланков извещений.
Водитель обязан выйти из транспорта, если присутствуют следующие факторы:
- Наличие признаков, указывающих на опьянение или болезненное состояние.
- При надобности устранения неисправности или нарушений правил по перевозке груза.
- Для проведения сверки номеров узлов и агрегатов с записями в регистрационных документах в присутствии водителя.
- Когда необходимо участие в проведении процессуальных действий, а также оказании помощи сотрудникам полиции или иным участникам дорожного движения.
- Для проведения осмотра, личного досмотра или обыска автотранспорта и груза.
- Создание угрозы водителем транспортного средства личной безопасности сотрудникам полиции.
- Для того чтобы занять место в автомобиле представителя органов власти или пройти в служебное помещение. Бывает так, что участие водителя необходимо в целях оформления процессуальных документов.
Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:
- Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
- Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
- Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
- Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.
- Управлять транспортом, нарушая режим труда и отдыха, тоже запрещено.
Стоит отметить, что в права водителя при остановке ГАИ не входит употребление наркотических, алкогольных и иных одурманивающих веществ после ДТП. Речь идет о промежутке времени до момента проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении лица от данной процедуры.
Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.
В соответствии с Конституцией РФ, каждый водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Следовательно, можно не ставить подпись в протоколе и не давать объяснения.
Если не было административного правонарушения, но инспектор ГИБДД все равно составляет протокол, то человек, не согласный с данными действиями, имеет право в документе указать, что он с протоколом не согласен, правил дорожного движения не нарушал.
Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться и забрать копию протокола.
Лишенных прав водителей могут “помиловать”. Под амнистией понимается полное освобождение от административного или уголовного наказания. Оно исполняется путем публикации специального постановления уполномоченным органом государственной власти. Следовательно, данное решение издается не по любому поводу, а в предусмотренных законом случаях возможности издания амнистии.
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность амнистии. Но не оговаривает порядок ее издания. То есть нет указания на орган, принимающий решение об амнистии, правовые основания ее объявления. Поэтому водители, лишенные прав и ожидающие снисхождения, не могут надеяться на это. Но они имеют законное право обжаловать решение суда.
Как перестать быть пешеходом? Сегодня получить права водителя имеет возможность любой гражданин, достигший определенного возраста, при наличии паспорта, медицинской справки, фотографии и квитанции об оплате.
С набором всех документов человек выбирает автошколу для обучения. После прохождения курса теории и практики, которая включает вождение на автодроме и в городских условиях, будущий водитель сдает экзамен на знание правил дорожного движения, вождение на площадке и в условиях города. К экзамену ученика допускают лишь после успешной сдачи теории.
Если зачет сдан успешно, то лицо получает водительское удостоверение. Если экзамен не сдан, то повторно попробовать свои силы можно неограниченное количество раз, конкретно в той части, которая не была пройдена. Например, если не сдана практика вождения, то ученик пересдает только ее.
До 2013 года существовало четыре категории вождения: А, В, С, D. Они остались неизменны, но к ним добавились еще подкатегории: А1, В1, С1, D1. Данные виды допускают лицо к управлению наиболее облегченным транспортом.
Права водителя категории А допускают к вождению мотоциклов, а А1 – легких мотоциклов. Если в документе указана категория В, разрешено вождение легковых автомобилей и легких грузовиков. А в подкатегории В1 речь идет о квадрициклах и трициклах. Категория С допускает к вождению грузовиков свыше 3,5 тонн, а С1 – от 3,5 до 7,5 тонн. Категория D допускает к вождению автобусов (на более чем 8 пассажирских мест). А отметка в правах D1 разрешает использовать маломестные автобусы с числом пассажиров от восьми до шестнадцати. Категория М допускает к вождению легких квадрициклов и мопедов.
С 2014 года начали производить выдачу усовершенствованных документов. Новые права водителя уже имеют на оборотной стороне вышеуказанные подкатегории. Водительские удостоверения старого образца являются действительными до истечения десятилетнего срока.
Права водителя погрузчика – что это? Правами на погрузчик является удостоверение тракториста-машиниста категорий В, С и D. Документы выдаются Гостехнадзором. Для этого организуются специальные курсы для обучения или переподготовки водителей погрузчиков. Затем проводится аттестация, сдача экзаменов и получение удостоверения в Гостехнадзоре при предъявлении необходимых документов.
Таким образом, мы рассмотрели все факторы, которые обязан знать человек, собирающийся сесть за руль транспортного средства. Свои права необходимо уметь отстаивать в любой ситуации, если есть место попытки их ущемления. Также необходимо помнить, что незнание законадательных норм не освобождает человека, нарушившего их, от ответственности. Будьте внимательны на дороге!
lawor › Блог › Права водителя при остановке инспектором ДПС
Права водителя при остановке инспектором ДПС
У водителя, остановленного сотрудником ГИБДД, есть ряд прав. Эти права возникают сразу же после остановки автомобиля.
Так, пункт 20 Административного регламента МВД от 02.03.2009г. №185 (далее – Приказ №185) обязывает сотрудника ДПС остановившего автомобиль представиться. А именно он должен сообщить следующие сведения: свою фамилию, должность, звание. Также инспектор обязан сообщить автолюбителю причину и цель обращения.
Это значить, что остановленный автомобилист имеет полное право требовать от инспектора предоставления данных сведений (хотя сам инспектор обязан сообщить все вышеуказанные сведения без какого-либо напоминания). Если автолюбитель захочет удостовериться действительно ли данный человек является сотрудником полиции и попросит предъявить ему служебное удостоверение, то сотрудник ДПС обязан это сделать.
Поскольку сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство принудительно, то есть ограничил право конкретного водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам страны, то он (сотрудник) обязан разъяснить основание и повод для остановки транспортного средства. Также водителю должны быть разъяснены права и обязанности, возникшие в связи с ограничением его прав.
Пункт 19 Приказа №185 обязывает инспектора обращаться к автолюбителю на «Вы». Неважно, по какой причине был остановлен автомобиль (она должна быть законной), инспектор обязан уважительно относиться к остановленному человеку. В пункте 19 Приказа №185 особо подчеркнуто, что при общении сотрудник ДПС должен быть вежливым. Все свои претензии он обязан предъявлять только в понятной форме. При этом автоинспектор должен избегать создания ситуаций, когда его неправильно поймут.
Пункт 22 Приказа №185 обязывает автоинспектора подавать участникам дорожного движения только четкие и понятные сигналы. Конкретный водитель должен заведомо понимать, что данные сигналы имеют отношение именно к нему. Также автолюбитель имеет право, чтобы при остановке его автомобиля не создавалась аварийная ситуация (автомобиль не должен останавливаться в самый последний момент или с нарушением ПДД).
В пункте 23 Приказа №185 указано, что если инспектор ДПС посчитал, что автолюбитель что-то нарушил, то он должен сначала рассказать водителю, почему он сделал такой вывод. Причём делать это он обязан со ссылкой на конкретные положения законодательства. Водитель имеет право не согласиться с мнением инспектора (в дальнейшем составленный протокол можно отменить по основаниям, установленным в статье 24.5 КоАП).
Если в ходе разговора возник конфликт, то сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. Даже если автоинспектор считает, что конфликт отсутствует, но водителю этого требует, он всё равно обязан разъяснить порядок обжалования своих действий.
Если автолюбитель считает действия сотрудника ДПС неправомерными и из-за этого разволновался, то он (сотрудник) обязан предоставить время, чтобы автолюбитель смог мог успокоиться. После этого автолюбитель имеет право дать объяснения. По требованию водителя также предоставляется информация о месте нахождении дежурного и его номере телефона.
В соответствии с пунктом 25 Приказа №185 водитель имеет право производить запись происходящего на аудио- или видеоаппаратуру.
После передачи сотруднику ГИБДД документов для проверки автолюбитель имеет право требовать от инспектора, чтобы он обращался с ними аккуратно, не делал в них пометки (в непредусмотренных местах).
Как видно из вышеуказанного, при общении с автомобилистом сотрудник ГИБДД должен быть понятным, добропорядочным, вежливым. Он не должен юлить, хитрить, а также применять уловки. Таковы требования Приказа №185 подготовленного специально для автоинспектора. Любой автолюбитель же в свою очередь имеет полное право требовать от каждого сотрудника ГИБДД исполнения всех вышеназванных обязанностей.
Важно! Все вышеперечисленные обязанности сотрудник ГИБДД обязан выполнять без напоминания либо после однократной просьбы (предъявление служебного удостоверения). Попытки уклониться от исполнения обязанности, либо выполнение через значительный промежуток времени (явно ничем не обоснованный) – грубое нарушение требований законодательства.
Важно! Не стоит также забывать, что если инспектор планирует составлять протокол или постановление, то у автомобилиста появляются дополнительные права, предусмотренные статьями 25.1 КоАП и 51 Конституцией. В том числе право на обращение за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара, где автолюбителю помогут защитить свои права.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.