Самое важное по теме: "общение с сотрудниками гибдд — памятка водителю" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Обычно результат общения с инспектором ГИБДД зависит от поведения самого водителя, его способности сохранить нейтральный тон разговора. Спокойствие, подкрепленное знанием законодательства, становится хорошим способом самозащиты и помогает избежать конфликта. В этом случае поможет памятка водителю при общении с ДПС.
Инспектор ГИБДД — лицо должностное, а, следовательно, публичное. Водитель транспортного средства — законопослушный гражданин Российской Федерации. Их общение должно происходить на равных. Независимо от настроения или сложившихся обстоятельств нужно стараться действовать в рамках правового поля.Взаимоотношения сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного движения определяет «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014).
По этому документу инспектор ГИБДД должен
- строго соблюдать закон,
- четко исполнять свои обязанности,
- решительно и принципиально пресекать правонарушения.
- При этом внимательно и уважительно относится к гражданам,
- быть вежливым, объективным и тактичным, спокойным и выдержанным (п.19).
Общаться с таким инспектором — одно удовольствие, нужно лишь отвечать ему тем же.
Не хамите и не подлизывайтесь! Держаться надо уверенно, но не вызывающе.
ВАЖНО! Должностное лицо просто выполняет свою работу. И делать из общения с ним шоу, особенно в случае, если водитель действительно нарушил Правила дорожного движения (ПДД РФ), как минимум, стыдно. И недостойно взрослого человека.
К тому же, хамить и «посылать» должностное лицо при исполнении служебных обязанностей наказуемо:
1. Без посторонних лиц по ст. 20.1 действующей редакции «Кодекса РФ об административный правонарушениях»- штрафом в 1000-2500 рублей;
- или арестом на 15 суток.
- штрафом до 40 тыс. рублей,
- либо обязательными работами до 360 часов,
- либо исправительными работами до года.
Если водитель нарушил Правила дорожного движения (ПДД РФ), достаточно верно заполнить свою часть составленного инспектором протокола о правонарушении, в зависимости от выбранной нарушителем тактики:
- признать нарушение, получить постановление и заплатить штраф в установленный законом 70-дневный срок;
- или не признать, попытавшись оспорить вынесенное постановление о наказании. Если водитель с нарушением не согласен, он должен написать об этом в протоколе. И обжаловать вынесенное постановление в 10-дневный срок. При этом важно собрать побольше доказательств в свою пользу.
Если водитель правил не нарушал, а поведение инспектора ГИБДД не соответствует описанному выше профессиональному стандарту, водителю следует оставаться спокойным и выдержанным. И принять необходимые меры по защите своих интересов, опять же в рамках закона.
Памятка водителю при общении с инспектором ДПС — практика
1. Подав ясный и четкий сигнал остановиться, инспектор должен указать место остановки транспортного средства (пп.65-67). По требованию инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС) следует остановиться, соблюдая ПДД РФ.
2. На пустынной дороге (в темное время суток) заблокировать двери. Если есть диктофон — включить его и положить в нагрудный карман. Пока инспектор идет к машине — наговорить на диктофон дату, время и место остановки. Запись послужит небольшой страховкой для грамотного водителя. Использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру при общении имеют право обе стороны: сотрудник полиции (п.24) и водитель (п.25).
3. Слегка приоткрыть окно водительской двери, и выслушать инспектора ГАИ. По возможности записать его фамилию, звание и номер жетона.Начиная общение инспектор ГИБДД обязан
- назвать свою должность, специальное звание и фамилию.
- Затем сообщить причину и цель остановки (п.20),
- перечислить, какие требуется предъявить документы для проверки или оформления правонарушения.
- При привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить их права и обязанности (пп.65-67).
Все разъяснения должны даваться сотрудником ГАИ без нравоучений, убедительно и ясно (п.23).
При обвинении в нарушении, инспектор обязан уточнить соответствующий пункт ПДД РФ и статью КоАП РФ.
4. В случае противоправных действий инспектора, невежливого обращения и каких-либо неясностей, нужно попросить сотрудника ГАИ предъявить его служебное удостоверение, сказав, что будете подавать жалобу.
Сотрудник ГИБДД обязан показать удостоверение в развернутом виде, так, чтобы водитель смог с ним ознакомится. Увиденные данные лучше записать (в том числе и номер жетона).
Помимо предъявления своего удостоверения сотрудник должен сообщить, как обжаловать его действия, а также местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица, которому можно подать жалобу (п.23).
- Можно позвонить сразу в круглосуточную Службу доверия ГИБДД.
- Есть единый для всей России телефон для жалоб на сотрудников ГИБДД: 8 (800) 200 53 35
- Еще лучше заранее узнать телефоны доверия и горячие линии ГИБДД своего региона.
При любых ограничениях прав и свобод гражданина сотрудник полиции обязан разъяснить основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ст. 5 действующей редакции Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
5. Не выходить из машины без веских оснований.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
- Если у водителя есть повод опасаться незаконных действий, он имеет полное право оставаться в своей машине.
- Если предложили сесть в машину ДПС для оформления протокола, то это право водителя решать, садиться туда или нет. Очень хорошо, если его пассажир выступит в роли свидетеля. Пассажир имеет право выйти из машины вместе с водителем, и слушать, именно в качестве свидетеля, весь разговор через открытое окно или дверь служебного автомобиля.
1. Необходимость использования остановленного автомобиля сотрудником полиции (п. 68).
Водителю сообщается для какой цели и куда планируется ехать (за исключением случаев, когда необходимо преследовать преступников) и предлагается предоставить автомобиль, с разъяснениями ответственности за невыполнение требования.
- Управляет машиной сам водитель, если нет необходимости отстранять его от управления согласно п.126;
- По просьбе водителя инспектор выдает ему справку, где указывает свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения, продолжительность поездки и пройденное расстояние.
2. Специальная операция. О том, что проводится специальная операция, водитель догадается, увидев у остановившего его сотрудника бронежилет и автомат. Но инспектор ГИБДД все равно обязан вначале разговора сообщить о проведении спецоперации, и, по просьбе водителя, предъявить приказ о спецоперации.
3. Досмотр транспортного средства («Откройте багажник!»). Проводится только в присутствии двух понятых, с составлением соответствующего протокола и, при необходимости, с фото- и видеофиксацией.
Предварительно инспектор должен сообщить водителю, что он рассчитывает обнаружить у него багажнике (наркотики, оружие) и предложить добровольно сдать названное (пп.155-156, 159, 163-164). Прочие осмотры не имеют законных оснований.
4. Претензии к техническому состоянию автомобиля («Покажите аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель!»). Необоснованны и незаконны при наличии действующей диагностической карты автомобиля (п.82).
1. Обратить внимание на возможные нарушения со стороны сотрудника ГИБДД:
- есть ли у него нагрудной знак — обязательный атрибут формы инспектора;
- инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и машина должна быть хорошо заметна. Если спрятана в кустах — нарушение.
- сотрудники ГИБДД, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками движения, и если нарушили правила парковки и остановки, должны за это отвечать наряду с другими нарушителями.
2. Если проверив все, что возможно в рамках его компетенции, инспектор ищет, к чему бы еще придраться, или составляет протокол с явно надуманным правонарушением, на протоколе нужно написать, что сотрудник ГИБДД вымогает взятку (а как иначе можно истолковать столь пристальное внимание?) Скорее всего, водитель будет отпущен до завершения начатых противозаконных процедур.
В случае очевидного нарушения прав водителя и агрессивного поведения сотрудника ГИБДД обязательно нужно зафиксировать подробности и изложить их в протоколе (если составляется). А также — в жалобе вышестоящему лицу и по телефону Службы доверия ГИБДД. Важно сохранять спокойствие и нейтральный тон. Остановивший водителя сотрудник ГИБДД — должностное лицо, действующее на основании служебной инструкции. Общаться с ним следует на равных и исключительно в рамках правового поля.
Здравствуйте. Вот пишу вам ,чтобы понять одну законномерность. Меня постоянно в день останавливают сотрудники гаи, понимаете. У меня две машины. Одна очень дорогая, номера очень , так сказать редкие. Когда я в ней за рулём , меня ещё ни разу не останавливали. А есть тс подешевле очень, останавливают постоянно. Знаете, вчера за вечер , так как у меня своё кафе останавили опять. После того как инспектор показал жезлом , чтобы я остановилась , останавливаюсь. Он представился, спрлсил как обычно документы. После того как он получил документы, я задала вопрос. Что я нарушила, пристегнутая, скорость в норме и т.д. Меня постоянно выводит ответ, вернее заученный ответ сотрудников« выявление и т.д» я отвечаю., что за сегодняшний вечер уже 3(третий раз). Он берет документы уходит в служебный авто, возвращается и говорит,:Откройте капот. Я ему говорю товарищ инспектор, в чем дело? Он проверить номер двигателя, я была в шоке. Открыла капот они с напарником 20минут лазили под капотом. Я опаздала на банкет. Потом они вернули документы , причем молча. Я была в шоке.
Есть единый для всей России телефон для жалоб на сотрудников ГИБДД: 8 (800) 200 53 35
номер принадлежит Ростелеком
Кто слышал о игре PLAYERUNKNOWNS BATTLEGROUNDS?
Я тут глянул видео на youtube о том, как люди играют и был в шоке…
Вы знаете о макросах для мышки Bloody? Как работают макросы для PUBG?
Я посмотрел всевозможные видео по макросам для ПУБГ. Был в шоке от игры.
Ссылка на видео, где люди убирают отдачу у оружия в ПАБГ: Макросы РїСѓР±Рі
В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.
В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.
Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.
Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.
Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:
- Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
- При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
- Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
- В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
- В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
- При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.
Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
Всем кого интересует общение с ДПС
Обязанности сотрудника ДПС
Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.
Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на “Вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты (п.23 Административного Регламента). При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.
При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п.23 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:
1.
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2.
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
3.
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
4.
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5.
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6.
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
7.
необходимость использования транспортного средства;
8.
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
9.
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов.
10.
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стац. постах ДПС).
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.
Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение, большинства водителей к инспекторам.
Нашел на сайте про Украину в принципе очень хорошее руководство к действию:
Как вести себя с инспектором ДПС
У кого есть какая интересная инфа просьба писать и кидать ссылки!
Сложно найти водителя, испытывающего удовольствие от общения с инспектором Госавтоинспекции. И далеко не всегда дело в неподобающем поведении гаишников: неприятна сама необходимость останавливаться и показывать документы, тем более если она связана риском быть оштрафованным.
Но деваться некуда: сотрудник ГАИ при определённых условиях имеет право остановить автомобиль, а водитель обязан подчиняться его обоснованным приказам. И здесь на первый план выходит вопрос, как выстроить разговор с ГИБДД, чтобы не навлечь на себя дополнительное наказание, не стать жертвой обмана или откровенного вымогательства со стороны гаишника и поскорее отправиться дальше — без финансовых потерь и нервных потрясений.
Дать универсальный совет попросту невозможно: исход дела зависит не только от мнения закона относительно текущей ситуации (а законы время от времени меняются), но и от личных качеств обеих сторон, а также от простого везения водителя. Самое главное — уверенно разговаривать с инспектором ДПС, не использовать ненормативную лексику и, конечно, просто не нарушать.
Ниже, в небольшой памятке водителю, будут даны самые общие рекомендации по общению с сотрудниками ГИБДД, следуя которым водитель сможет выйти из сложной или спорной ситуации если не победителем, то хотя бы с наименьшими потерями.
Все случаи, в которых инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, перечислены в Законах Министерства внутренних дел №185 и №329.
Остановить водителя могут, если:
- Явно нарушены Правила дорожного движения.
- У инспектора есть достоверные сведения о причастности кого-либо из находящихся в салоне людей к уголовному преступлению или административному правонарушению.
- Есть информация о готовящемся правонарушении с использованием транспортного средства.
- Точно известно, что автомобиль угнан.
- Находящиеся в машине люди должны быть привлечены в качестве свидетелей или понятых.
- Транспортное средство необходимо в целях обеспечения безопасности или для неотложной помощи участникам движения.
- При перевозке некоторых разновидностей грузов — для проверки водительского удостоверения или иных документов.
Остановка автомобиля возможна только около:
- стационарных пунктов ГАИ;
- контрольных пунктов полиции;
- контрольно-пропускных пунктов.
В остальных случаях при общении с ДПС необходимо поинтересоваться, если ли у сотрудника санкция вышестоящего органа на остановку транспортных средств вне указанных выше мест.
Независимо от степени усталости, раздражения и состояния здоровья остановленного водителя, разговор с ДПС должен вестись:
- Спокойным, уверенным тоном. Автолюбитель — столь же полноправный участник дорожного движения, как инспектор, просто с другим набором функций. Незачем унижаться перед гаишниками, принимая на себя роль жертвы, — ни к чему хорошему это точно не приведёт. В лучшем случае останется чувство неудовлетворённости своим поведением, а в худшем — в результате психологического давления водителю придётся признаться в несуществующем правонарушении.
- Без излишней наглости и самоуверенности. Никто не любит хамского обращения, и инспекторы ГИБДД не исключение. К наилучшему результату приводит конструктивный и вежливый диалог в сдержанных тонах.
- Без употребления обсценной лексики и грубых слов, не говоря уже об оскорблениях в адрес сотрудника ГАИ. Последнее — дело подсудное, и в зависимости от обстоятельств водителю грозит:
- если не было свидетелей — административная ответственность (согласно статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях), то есть штраф в размере 1500–2000 рублей или заключение на срок до 15 суток;
- при свидетелях — уголовная ответственность в соответствии со статьёй 319 Уголовного кодекса: штраф 40000 рублей, исправительные работы на срок до 12 месяцев или до 360 часов обязательных работ.
Алгоритм действий водителя при остановке автомобиля сотрудником ГАИ:
В зависимости от того, признаёт водитель свою вину или нет, далее он может действовать по одному из двух сценариев.
Если Правила дорожного движения действительно были нарушены и автолюбитель этого не отрицает, дело сильно упрощается: достаточно признать свою вину, подписать протокол (не забыв при этом его внимательно прочесть) и в течение 70 суток со дня получения постановления выплатить штраф в установленном размере.
Важно помнить, что при оплате в течение первых 20 дней сумма штрафа уменьшается вдвое. Иными словами, водителю придётся перечислить в пользу государства всего 50% от определённой в постановлении суммы. Правда, такая «льгота» распространяется не на все нарушения ПДД.
Если речь идёт о более серьёзном правонарушении (вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, повторное пересечение сплошной полосы и так далее), автолюбителю придётся на время распрощаться с водительским удостоверением.
В этом случае необходимо:
- Сделать в протоколе отметку о несогласии с внесёнными сведениями и обстоятельствами дела (грубость, недостойное поведение, прямое нарушение закона со стороны сотрудника ГАИ).
- Собрать как можно больше доказательств собственной невиновности. Здесь как раз подойдут диктофонные записи или видеоматериалы. Кроме того, нужно постараться найти свидетелей.
- В течение 10 дней с момента вручения водителю постановления обжаловать его в соответствующей инстанции.
- Дождаться положительного решения, готовясь попутно к новому обжалованию.
Получивший отпор, инспектор ГАИ может начать вести себя агрессивно. Вот несколько самых распространённых вариантов «мести» автомобилистам:
Важно: в противном случае можно смело жаловаться по телефону линии доверия ГИБДД на нарушения со стороны сотрудника. И, разумеется, сделать соответствующую пометку в протоколе, если он составляется.
- Гаишник пытается заставить водителя пройти экспресс-обследование на алкотестере, не отстранив его от управления ТС по закону, ссылаясь на административную ответственность за отказ от экспертизы. Автолюбителя намеренно вводят в заблуждение: ответственность действительно предусмотрена (статья 12.26 КоАП, лишение прав на 1,5–2 года), однако только за отказ от прохождения освидетельствования в стационарном медицинском учреждении, проведённого имеющим соответствующий сертификат врачом или фельдшером. И, разумеется, процедура должна проходить в присутствии двух понятых.
Впрочем, водитель может согласиться на обследование на месте: даже если алкометр инспектора покажет наличие спирта в крови, инспектор будет обязан проводить автолюбителя (по его требованию) до медучреждения для проведения второй экспертизы. И если результат её будет отрицательным, никакого наказания не последует. А вот на сотрудника ДПС, пытавшегося обмануть и запугать водителя, вполне можно впоследствии написать жалобу.
Предусмотреть все варианты развития событий невозможно; выше приведены самые распространённые уловки сотрудников ГИБДД. Разговаривать с гаишниками следует, сохраняя спокойствие, полагаясь на здравый смысл и предыдущий опыт — тогда успех гарантирован.
Допускается ли записывать разговор с сотрудниками ГИБДД?
Несмотря на распространённое среди водителей и активно поддерживаемое инспекторами ГАИ заблуждение, записывать разговор на диктофон, телефон, видеокамеру и иные устройства фиксации можно и даже нужно.
Недоразумение возникло из-за неправильного понимания внесённых в Приказ №185 изменений. Раньше в пункте 25 упомянутого документа сотрудникам запрещалось мешать ведением аудио- или видеозаписи. Теперь фактическое разрешение на соответствующие действия, «кроме особых случаев», даёт пункт 147 того же Приказа.
Для подтверждения правоты своих действий водитель может также ссылаться на статью 8 Федерального закона «О полиции», где регламентируется открытость действий сотрудников правоохранительных органов, а также на статью 3 Федерального закона «Об информации», говорящую об открытости для общества сведений о деятельности государственных органов.
Предупреждать инспектора о ведущейся записи закон не предписывает: это решение остаётся на совести водителя. Неясным пока остаётся перечень «особых обстоятельств», при которых гаишник может потребовать от автомобилиста прекратить съёмку или запись. В любом случае лучше не афишировать наличие в салоне устройств аудио- или видеофиксации: невнимательность инспектора — исключительно его проблема, и наказания за неё водитель не понесёт.
Какими бы ни были обстоятельства, водителю не следует забывать об основах общения с сотрудниками ГИБДД: вежливости, хладнокровии и чувстве собственного достоинства. Только так удастся сохранить время, деньги и нервы — а значит, и хорошее настроение, необходимое для дальнейшего пути.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.