Самое важное по теме: "органы опеки и попечительства" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности
Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.
Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.
Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.
Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?
В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:
- Выявление социального сиротства;
- Передача отпрысков в приёмную семью;
- Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
- Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
- Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.
Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.
В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:
- Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
- Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
- Организация попечительства;
- Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
- Представление интересов подопечных в суде;
- Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
- Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
- Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.
Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки. При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи. Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.
Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:
- Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
- Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
- Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
- Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
- Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.
В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:
- Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
- Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
- Передать личное дело подопечного соответствующей организации.
В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.
Обязанности органа в отношении имущества подопечных
Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного. Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних. При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.
Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:
- Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
- Местного самоуправления.
Данные организации основываются на следующих нормативных актах:
- Конституции России;
- Гражданско-Процессуальном кодексе;
- Семейном кодексе.
Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.
При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.
Какую деятельность осуществляют органы опеки и попечительства?
Под понятием опеки в содержательном смысле этого слова понимается представление в ведомствах и инстанциях интересов человека, который самостоятельно не имеет возможности защищать свои права, другим лицом, а также управление имущественными объектами и денежными средствами в интересах подопечного. Для осуществления всех этих мероприятий существуют органы опеки и попечительства. На них возлагаются функции контроля, надзора, координации и содействия людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, связанную с оставлением несовершеннолетних детей без родительского попечения, а также граждан, достигших 18 лет, но в связи с отсутствием дееспособности не обладающих правом на принятие рационального решения в своих интересах.
Законы, регулирующие работу органов опеки и попечительства
Для определения функций и полномочий органов попечительства на федеральном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность и устанавливающие механизм проведения процедур, находящихся в их ведении.
К ним относятся:
- Конституция как главный и основной документ, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: она дает понимание, что у каждого человека имеются права – на жизнь, жилище, вероисповедание, достоинство личности и другие свободы, указывающие на равноправие и единство народа в стране.
- Закон об опеке и попечительстве, изданный 24 апреля 2008 года под номером 48: в нем изложены задачи и цели работы этого ведомства, обязательства перед людьми и законодательством, полномочия, основания для установления опекунства и освобождения от возложенных функций, способы защиты прав опекаемых.
- Семейный кодекс, который начал действовать с 29 декабря 1995 года: он говорит об особенностях защиты интересов детей, не достигших совершеннолетия при нахождении их под опекой, обязательствах и правах опекунов и попечителей.
- Постановление Правительства под номером 423, принятое 18 мая 2009 года, формирующее понимание о правилах подбора кандидатов для детей, которые остались без попечения родителей, ведения личных дел опекаемых, механизмах создания приемных семей, отчетности законных представителей.
Эти нормативно-правовые акты составляют юридически полную базу для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, ими руководствуется Министерство социального развития и инстанции, проверяющие качество работы социальных структур.
Обязанности и функции службы опеки и попечительства
Обязанностями и правами органы опеки наделяются государством, которое в виде норм законодательства регулирует работу службы, занимающейся оказанием помощи и правовым содействием людям, нуждающимся в помощи, а также детям, оставшихся без попечения родственников.
Обязательствами ведомства являются:
- назначение представителя для детей и взрослых недееспособных людей, которые остались без надзора, надлежащего присмотра доверенного лица;
- защита жилищных и имущественных прав опекаемых;
- контроль действий законных представителей в целях недопущения ущемления интересов детей, над которыми установлена опека;
- выявление несовершеннолетних, содержащихся в ненадлежащих условиях по месту проживания;
- проверка социального, психологического, финансового обеспечения лиц, находящихся под опекой.
ВАЖНО! Все вопросы, касающиеся передачи ребенка в семью, центр временного содержания или детский дом, решаются только с участием представителей опеки: согласие органа необходимо в обязательном порядке.
Функциями социальной службы считаются:
- ведение учета несовершеннолетних, которые остались без надзора матери и отца, их выявление;
- формирование баз данных, где числятся люди с возложенными обязательствами и правами по опеке;
- избрание форм устройства для детей и недееспособных лиц (дома-интернаты, семьи, центры помощи, семейно-воспитательные группы и другие варианты жизнеустройства);
- защита интересов и прав детей;
- разрешение конфликтов с помощью медиативных техник между родителями и несовершеннолетними;
- осуществление контроля в виде доверительного управления имуществом, учетом денежных средств, находящихся на счетах.
Функционирование этого учреждения в первую очередь преследует цель гармонизации детско-родительских отношений, качественного воспитания несовершеннолетних, обеспечения их всем необходимым, сохранения жизни и здоровья.
Семейное право и другие нормы законодательства определяют механизм работы ведомства, занимающегося вопросами устройства детей в семью или государственное учреждение. Он выглядит следующим образом:
ВАЖНО! Случаи установления опеки отличаются друг от друга, они не основываются только на лишении и ограничении в правах родителей. Опекаемым ребенок может стать при любых официальных обстоятельствах отсутствия матери и отца – смерти, недееспособности, нетрудоспособности, серьезном заболевании, признании умершим или безвестно отсутствующим, нахождении в местах лишения свободы.
Учреждения по опеке всегда действуют только в интересах ребенка или недееспособного лица, обеспечивая их гармоничное развитие, воспитание, содержание, образовательный процесс.
Служба, осуществляющая контролирующие и надзорные функции деятельности опекаемых и законных представителей, имеет свой круг полномочий:
- взаимодействие с другими государственными организациями (подача исковых требований в суд, совместная работа с КДН и ЗП, инспекторами по делам несовершеннолетних, образовательными учреждениями, досуговыми предприятиями и другими ведомствами);
- представление интересов недееспособных и детей;
- контроль деятельности законных представителей;
- работа по установлению опеки и возложения функций на кандидата.
Стремление к качественному выполнению требований законодательства считается главной целью специалистов, они занимаются обеспечением всех благ и условий для нуждающихся в этом людей.
Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства
Контролем работы службы занимается несколько ведомств, они призваны координировать, направлять, проверять законность действий сотрудников социальной сферы. В первую очередь в этот разряд входит Министерство социального развития, в некоторых субъектах страны – органы местного самоуправления (администрации). Прокуратура также осуществляет надзор за осуществлением функций: при обращении человека с жалобой это учреждение обязано проверить законность действий специалистов.
Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства
В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родителей, а также над недееспособными взрослыми устанавливается опека или попечительство. Данные действия необходимы для защиты их законных интересов и прав, а также для воспитания, образования и развития в данном случае несовершеннолетних. В этих целях в стране организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их деятельность, права и обязанности закреплены на законодательном уровне.
Опека, согласно законодательству РФ – это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.
Попечительство – это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.
Органы попечительства и опеки (ООП) – это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.
Органы опеки и попечительства РФ – это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.
Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.
Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”, принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).
Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.
Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.
Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.
Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.
Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.
Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.
Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны:
- Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
- Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
- Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.
Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.
По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.
Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:
- определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
- подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
- установление попечительства и опеки;
- предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
- заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
- предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
- проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
- защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.
В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:
- контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
- освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
- оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.
А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.
Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив – нескольким опекунам одного и того же подопечного.
Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.
Обязанности ООП при смене места жительства подопечного
В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.
Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.
С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.
Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.
В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).
Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.
Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры – не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).
Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.
В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).
Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.
ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.
При этом попечители должны получить разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.
Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.
Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.
Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.
Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.
Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.
Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.
Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.
Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.
Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.
Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране – это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.
Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.
Органы опеки и попечительства — это ведомства, в чьи обязанности входит защита прав и интересов тех, кто в силу возраста (дети) или состояния здоровья (недееспособные люди) защитить свои права и интересы не могут.
Отдел опеки в субъектах РФ является структурным подразделением муниципальных и региональных администраций. Как правило, входят в состав департаментов или министерств образования. В своей работе сотрудники органов руководствуются основными законодательными актами, действующими в мире (Конвенция ООН о правах ребенка), принятыми и действующими на территории РФ (Конституция, Гражданский, Семейный кодекс и пр., закон «Об опеке и попечительстве» и др.), а также региональными законами.
Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:
- служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
- служба опеки взрослых недееспособных граждан.
Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных
Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:
- Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
- Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
- Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
- Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
- Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.
Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних
Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда.
Функции и задачи:
- Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
- Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
- Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
- Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
- Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.
Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста).
В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.
В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.
Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки
Полномочия:
Сотрудники опеки контролируют семьи из группы риска вместе с полицией
Обратите внимание! Если человек решил взять в семью малыша из детского дома или приюта, ему нужно обращаться именно в эти органы. Там подскажут, какой пакет документов нужно собрать, а также в обязательном порядке направят в школу приемных родителей.
Права органов:
Органы опеки находятся в структуре региональных управлений или министерств образования
Кто контролирует работу этих департаментов, ведомств и отделов
Сотрудники отдела опеки и попечительства подчиняются руководителю отдела. Он же, в свою очередь, находится в непосредственном подчинении у начальника управления, отдела образования или министра образования региона (в зависимости от того, какое ведомство отвечает за сферу образования в конкретном субъекте Российской Федерации).
Обратите внимание! Соответственно, при возникновении любых разногласий с органами за разъяснением ситуации можно обратиться к руководителю управления или министерства образования. Обращение можно оформить письменное, отправить его заказным письмом или принести в приемную ведомства, обязательно проследив, чтобы на заявлении поставили входящий регистрационный номер.
Если гражданин уверен в том, что местные органы опеки действуют вне рамок закона, а их сотрудники превышают свои полномочия или же, напротив, совсем бездействуют, можно обратиться с жалобой не только к руководителю департамента, управления или министерства образования, в чьем ведомстве находится отдел. Жалобу можно подать в региональную прокуратуру, уполномоченному по правам человека (если речь идет о взрослом) региона, в аппарат уполномоченного по правам ребенка (если речь идет о несовершеннолетнем) в этом субъекте. Контакты (телефон, почтовый и электронный адрес для отправки обращений) можно найти на официальных сайтах прокуратуры и аппаратов уполномоченных по правам взрослых и детей.
Таким образом, органы опеки и попечительства — это важные субъекты исполнительной власти, которые призваны охранять права несовершеннолетних подопечных и лиц, полностью или частично утративших дееспособность. Они наделены достаточными правами и полномочиями, чтобы эффективно выполнять свои задачи.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.