ГлавнаяСемейноеОсобенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Самое важное по теме: "особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г. В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:
дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.
Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.
Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:
право на уважение собственного достоинства;
право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
право на общение с родителями и родственниками;
право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.
Имущественные права детей сирот:
право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.
Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.
В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:
дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.
В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.
В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:
право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
Особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Защита интересов детей-сирот или оставшихся без попечения родителей – долг государства. Оно устанавливает льготы и компенсации, положенные детям, не имеющих никакой поддержки со стороны родителей. Государство оплачивает расходы на проживание, образование и воспитание детей, лишившихся матери и отца.
Чтобы эффективно отстаивать свои законные интересы, получать помощь в полном объеме, нужно знать о такой возможности. Несмотря на то, что Конституция гарантирует получение всех льгот их получателями, на деле все происходит не так, и права сирот часто ущемляются.
Кто входит в категорию детей, оставшихся без попечения родителей?
К детям, которым требуется поддержка и помощь из-за отсутствия родителей, относятся:
дети-сироты, у которых погибли отец и мать, в том числе в возрасте от 18 до 23 лет, если они проходят профессиональное обучение;
социальные сироты, от которых отказались мать и отец, оба родителя лишены дееспособности и прав на ребенка, находятся в тюрьме, на принудительном лечении, длительно отсутствуют.
Присвоить такой статус ребенку способен только суд, а инициаторами выступают:
государственные органы опеки;
родственники, соседи, близкие люди;
воспитатели, учителя;
сам несовершеннолетний в возрасте старше 14 лет.
Государственные органы выбывают по месту проживания ребенка и изучают условия его жизни, а также представленные материалы. Если есть основания предполагать, что нарушаются законные права детей, то их изымают и помещают под временную, а затем постоянную опеку государства.
В этом случае государство берет на себя ответственность за полное обеспечение, воспитание и обучение этих детей. Они остаются в таком статусе до 18 лет. На время получения образования в ВУЗе или колледже (позднее — и при устройстве на работу) за ними закрепляются некоторые льготы.
Дети-сироты считаются слабо защищенной категорией населения, им нужна особая поддержка и помощь со стороны муниципальных органов. Защитой и контролем за выполнением требований закона об удовлетворительных условиях проживания, обучения и обеспечения всем необходимым занимаются органы опеки. Они оформляют детей в приемную семью или под опекунство и следят, чтобы их права не нарушались.
Усыновление (удочерение). Ребенок приобретает законный статус — он получает все права кровного сына или дочери, но у него отбираются все льготы, положенные сироте. Малышу дается отчество и фамилия вновь обретенных отца или матери.
Помещение в приемную семью путем заключения контракта с государством. Ребенок сохраняет все льготы, положенные сиротам, в том числе и на жилище. Тем, кто берет ребенка в приемную семью, полагается заработная плата. Государство выплачивает средства на питание, обеспечение ребенка всем необходимым, у них есть льготы на получение путевок в санатории, детские лагеря и дома отдыха. Обычно в приемную семью отдают кровных братьев и сестер, которых нельзя разлучать.
Назначение опекуна. Опека применяется для детей младше 14 лет, с 14 до 18 лет используется институт попечительства. Опеку чаще всего оформляют кровные родственники несовершеннолетнего. Опеку или попечение может оформить и постороннее лицо — как правило, это делается с целью дальнейшего усыновления. За ребенком закрепляются практически все права и обязанности, связанные со всеми сферами жизни, как при усыновлении.
Семейный детский дом. Такая форма устройства предполагает, что муж и жена берут под свою ответственность на воспитание 5-10 детишек.
Специальные учреждения. В эту категорию входят детский дом, интернат, приют, социально-реабилитационный центр. Дальнейшая судьба детей решается в отдельном порядке.
Защита прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей
За защитой интересов детей-сирот следует обращаться в суд через органы опеки или к уполномоченному по правам ребенка по региону проживания (рекомендуем прочитать: материалы деятельности уполномоченного по правам ребенка ). Права сирот, которые защищаются государством:
личные права, касающиеся достоинства и свободы выражения собственного мнения относительно своего дальнейшего устройства;
Для того чтобы воспользоваться всеми льготами и компенсациями, необходимо знать, что положено детям-сиротам, и отстаивать свои права в уполномоченных органах. Если стало известно, что официальные представители пренебрегают обязанностями по обеспечению защиты прав несовершеннолетнего, ребенка изымают и помещают под опеку государства. В период прохождения сиротой службы в армии или отбывания наказания в местах заключения за ним полностью сохраняются все положенные льготы и компенсации.
Если выявлены факты нарушения прав и интересов ребенка, следует обратиться за их восстановлением. При этом сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полагается безвозмездная помощь юриста в уголовном и гражданском судопроизводстве
уважение своего человеческого достоинства;
защита от неправомерного использования официальным представителем своих прав;
проживание совместно с опекунами до достижения 16 лет, дети старшего возраста могут жить отдельно по разрешению органов опеки;
дети имеют право общаться со своими биологическими отцом, матерью и другими близкими родственниками;
ребенок может свободно высказывать собственное мнение относительно дальнейшей жизни, выступать на эту тему в суде;
ребенка полностью обеспечивает государство — платит за проживание, образование и все необходимые вещи (например, одежду или учебные принадлежности);
получать льготы, пенсии, алименты и другие выплаты, положенные по закону.
Государство или опекуны (попечители) обязаны гарантировать ребенку, потерявшему родителей, получение образования на всех ступенях. Он должен не только закончить школу, но вправе пройти бесплатное профессиональное обучение (среднее специальное или высшее), чтобы приобрести рабочую специальность.
Согласно закону №159-ФЗ, дети-сироты имеют право получать образование в начальной и средней школе, а также в высших учебных заведениях. Дополнительно полагается:
бесплатная подготовка к поступлению в ВУЗ или колледж, училище;
при существовании квот на бесплатные места в ВУЗе они закрепляются за выпускниками детского дома вне очереди и по минимальному проходному баллу;
бесплатное получение второго среднего профессионального образования;
при оформлении академического отпуска по медицинским показаниям стипендия сохраняется в полном объеме;
если сирота ездит на учебу в другой населенный пункт, то он может раз в год возмещать расходы на транспорт (кроме такси);
сироты-выпускники получают разовое пособие, предметы одежды и нужные предметы для учебы либо денежную компенсацию.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, оформляются в высшие образовательные учреждения на бюджетной основе. Им предоставляется бесплатное питание, комната в общежитии, компенсация за проезд в общественном транспорте, пособие на покупку нужных для обучения вещей, одежды и обуви. Во время прохождения производственной практики сироты получают заработную плату в полном объеме.
Когда дети устраиваются на работу, у них также есть следующие льготы:
когда ребенок впервые встает на учет как безработный, то в первые полгода он может получать пособие по безработице в размере средней зарплаты по региону;
если дети работали в учреждении, которое подверглось процедуре ликвидации, то наниматель обязан оплатить новое профильное обучение с обязательным устройством на новое место работы;
работника нельзя сократить по инициативе организации.
Льготы по медицинскому обслуживанию, полагающиеся детям-сиротам:
обеспечение бесплатной врачебной помощью (амбулаторное, стационарное лечение и операции);
по необходимости возможно бесплатное лечение за границей;
профилактические регулярные врачебные осмотры;
бесплатное оздоровление в профилакториях, пансионатах и санаториях;
путевки в спортивно-оздоровительные лагеря;
следование до места получения медицинской помощи, лагеря и обратно осуществляется бесплатно.
Дети-сироты, независимо от формы устройства, вправе получить без очереди собственное жилье после достижения совершеннолетия. Это может быть благоустроенный дом или квартира. Имущество оформляют по социальному найму сроком на 5 лет. Затем договор продлевается, либо жилье переходит в собственность.
Выпустившись из детского дома, дети могут вернуться туда, где проживали до приобретения статуса сироты, независимо от того, была это прописка или право собственности. Государство следит за сохранностью жилья, сделки с ним запрещены. Помещение социального найма может быть в дальнейшем приватизировано сиротой.
Лица, имеющие право на жилье, оставшееся от родителей, сохраняют его до наступления совершеннолетия. Они могут наследовать недвижимость родственников, в том числе нежилую (земельные участки) либо получать их в дар.
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей
Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.
Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.
Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.
Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей
Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.
В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.
Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.
Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:
Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.
Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.
Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:
Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
Родители находятся в местах лишения свободы;
Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.
Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.
Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:
Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.
Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:
Финансовое содержание и материальное обеспечение.
Правильное воспитание.
Полноценное образование.
Всестороннее развитие.
Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.
Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.
Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:
В процессе судебного разбирательства;
Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.
Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:
Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (ст. 121 СК. РФ).
К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:
– выявление детей, оставшихся без попечения родителей;
– учет детей, оставшихся без родительского попечения;
– выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;
– осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона.
В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
В п. 1 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан сообщать об известных им фактах утраты детьми родительского попечения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Получив такие сведения орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка и при подтверждении полученных сведений обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Статья 123 СК РФ закрепляет четыре реально существующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
– передача под опеку или попечительство;
– передача на воспитание в приемную семью;
– устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Возможно также использование иных форм, обеспечивающих интересы детей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Важнейшей функцией семейного права является регулирование отношений по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые обладают исключительным правом по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учета таких детей, выбору формы их устройства, а также по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Статья 123 Семейного кодекса РФ, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяет их на семейные: усыновление (удочерение); опека (попечительство); приемная семья; а также внесемейные, связанные с передачей детей в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законодатель делает акцент на то, что к внесемейным формам устройства можно прибегнуть лишь при отсутствии возможности использования семейных форм.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Усыновление или удочерение (далее – усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представляющей собой установление между усыновителем и усыновленным правоотношений, близких по своей юридической природе к родительским.
Усыновление, согласно пункту 2 статьи 124 Семейного кодекса РФ, допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Процессуальные особенности усыновления определены в статье 125 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает, что усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
Усыновителями в силу статьи 127 Семейного кодекса РФ могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
• лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
• лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Законом установлено, что для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.
Правовые последствия усыновления (ст. 137 Семейного кодекса РФ) выражаются в том, что, с одной стороны, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, а с другой – усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что усыновленные дети в правах приравнены к родным детям и могут быть наследниками по закону после своих усыновителей.
Усыновление в силу правил статей 140–143 Семейного кодекса РФ может быть отменено в судебном порядке (например, при ненадлежащем исполнении усыновителями своих обязанностей по отношению к усыновленным), но лишь до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, за исключением случая, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.
Опека и попечительство, согласно статье 145 Семейного кодекса РФ, устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство – над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в административном порядке по решению органов опеки и попечительства.
Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно статье 148 Семейного кодекса РФ, имеют право:
• на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
• на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
• на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
• на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения – на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
• на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
Опекуны (попечители) ребенка имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, однако при этом на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.
Приемная семья (гл. 21 Семейного кодекса РФ) представляет собой форму устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, основанную на договоре между органами опеки и попечительства и приемными родителями, который должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.
В отличие от усыновителей, опекунов (попечителей), приемные родители осуществляют свои функции возмездно, причем размер оплаты их труда и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемным родителям на содержание каждого ребенка ежемесячно также выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Однако, в отличие от усыновленного, он не приобретает права, которые связывают последнего с усыновителями, поскольку отношения приемного ребенка и приемных родителей носят срочный характер и прекращаются по достижении ребенком 18 лет, по истечении срока договора и по иным, указанным в Семейном кодексе РФ основаниям.
Автор статьи: Егор Зорин
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.