Самое важное по теме: "правила развод в исламе" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод
Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?
1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».
2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.
3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.
4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.
5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.
6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.
7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.
8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.
9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.
10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.
Нравиться смотреть разного рода приключенческие фильмы, но недавно всерьез задался вопросом: а разрешено ли все это? Какие жанры фильмов разрешается смотреть по Исламу? Прошу ответить мне! (Тимур)
Менди, так называется роспись по телу хной (другие названия мехенди, механди, мэнди), считается символом удачи для замужних женщин в индийской культуре.
Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно». Зикр означает вспоминать, поминать, не быть в состоянии беспечности и забывчивости. Зикруллах это поминание Аллаха. Единственный способ приблизиться к Аллаху – непрерывно поминать Его. В одном из священных аятов сказано: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас».
Семья – это самая маленькая и самая важная социальная группа. Семья представляет собой основу общества. Исходя из важности семьи, как фундамента здорового общества, наша религия облегчает то, что связано с бракосочетанием, побуждая таким образом людей к созданию семьи. Однако ислам не ограничивается лишь побуждением к созданию семьи, но в то же самое время устанавливает основополагающие принципы семейной жизни, возлагая на каждого из ее членов определенные обязанности и ответственность.
Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает.
7 простых привычек, которые привнесут баракат в вашу жизнь
Следует развивать в себе следующие 7 духовно-продуктивных привычек, которые принесут баракат на протяжении всей вашей жизни и будут способствовать успеху в ваших делах, а главное – приведут к довольству Всевышнего Аллаха. Для этого нужно выработать следующие привычки в поклонении:
Лень, порицаемая в Куръане и сунне, является очень вредной как для мирской жизни человека, так и для ахирата. Лень – это начало безуспешности. Именно поэтому Ислам предостерегает человека от лени. Точно так же все предыдущие пороки предостерегали людей от вреда, который несут лень и праздность.
© 2019 Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”
Редкие, но существующие: разводы по мусульманским обычаям и особенности их проведения
В исламе больше чем во многих других религиях отрицательно относятся к разводу. Представителям этой конфессии необходимо иметь четкое обоснование, почему они хотят расторгнуть брак.
При этом даже если супруги способны назвать причины, по которым они хотят развестись, их намерения все равно могут вызвать неодобрение у родственников и тех, с кем они общаются. Но несмотря на это, их все-таки разведут.
- талак (инициируется мужчиной);
- хуль (осуществляется женщиной);
- мубараах (по взаимному согласию);
- лиан (в случаях супружеской измены).
Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.
Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.
А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.
Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.
Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.
Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).
Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.
В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.
По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина.
Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.
При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.
Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.
Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.
Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.
Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.
- женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
- соответствующий союз обязан быть настоящим;
- у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
- нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.
Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.
Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.
Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.
В каких случаях женщина может требовать расторжения брака?
Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.
При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.
Основные причины, почему мусульмане решают развестись?
В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.
Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:
- ошибочный выбор супруга/супруги;
- сватовство (вмешательство родителей);
- взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
- не очень хорошее материальное положение;
- отсутствие доверительных отношений.
При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.
В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.
Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.
- находиться в мусульманской вере;
- не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
- не иметь супруга махрама (близкого родственника).
Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.
Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.
Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42 , Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92
В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.
В суре «Ар-Рум», к примеру, отмечается:
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21)
Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.
Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).
Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.
Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой». При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары.
Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа:
1. Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, сексуальная близость с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных. Однако произнесённые мужем слова развода без особой причины также влекут разрыв брачных отношений. Муж при этом становится грешником. На нём лежит обязанность выплатить до конца свадебный подарок (махр), если до развода этого не произошло, отдать уже бывшей жене всё её имущество, а также предоставлять ей помощь на протяжении последующих трёх месяцев.
2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость. Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е. менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась. Такие ограничения проистекают из изречения Пророка Мухаммада (с.г.в), которое зафиксировано в сборнике хадисов имама Бухари:
Как-то Милость миров (с.г.в.) узнал, что сын Умара (р.а.) развёлся с супругой, когда у неё была хайда. После этого Пророк (с.г.в.) повелел ему аннулировать свои первоначальные слова и возвратить жену. Он дал разрешение на возможность развестись только после окончания периода менструации, а вслед за ним ещё одного. Причём в данный чистый период супруг, желающий разойтись с женой, не должен вступать с ней в половую связь. Такой продолжительный временной отрезок был дан, очевидно, с тем, чтобы мужчина мог обстоятельно обдумать последствия своего желания развестись. Вполне возможно, что оно было инициировано какими-то скоропалительными выводами либо банальной вспыльчивостью.
Однако в ситуации, когда глава семьи всё-таки не передумал и оставил в силе произнесённые слова, то развод всё равно признаётся состоявшимся. Тем самым происходит первый развод незавершённого типа. Далее мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трёх месяцев оба поймут важность и необходимость совместной жизни и воссоединятся. Но теперь у мужа остаётся две возможности снова инициировать развод – промежуточная вторая и окончательная третья. Практически все мусульманские учёные придерживаются позиции, что последующие слова развода должны произноситься не в один момент, а каждый в свой отдельный «чистый период».
- Если мужчина всё-таки инициирует распад семьи посредством трёх разводов одновременно, то часть богословов считает действительными все три этих талака. Такого мнения придерживаются представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ (мазхабов). По мнению ряда шиитских алимов, подобный развод нельзя считать правильным и действующим. Третья точка зрения сводится к тому, что единовременно произнесённый тройной талак воспринимаются в качестве одного.
- Если после 1-го или 2-го развода пара решит воссоединиться спустя три месяца, то им придётся заново проводить церемонию бракосочетания (никах), а мужчине выплатить супруге махр.
- Если дело дошло до всех трёх стадий, то муж и жена могут сочетаться повторным браком лишь после того, как женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним. Эта норма основана на кораническом аяте из суры «Бакара»:
«Если он развёлся с ней в 3-й раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Всевышнего. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)
Примечательно, что обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (пища, жильё, одежда) в процессе расторжения никаха возлагается на мужа. Кроме того, в этот период, как мы уже отмечали, запрещена половая близость между ними. Ребёнок, родившийся от бывшего супруга, считается его ребёнком. Однако до пяти-семи лет право на его воспитание принадлежит матери.
Здравствуйте,как правильно мне развестись с мужем?Он говорит что нужен Мулла для развода,так ли это?Или можно нам самим развестись три раза сказать друг другу талак и все?Или что-то еще нужно?Можете пожалуйста по-подробнее рассказать об этом?
Здравствуйте! В декабре муж сказал мне три раза талак и ушёл. Через три дня он вернулся, попросил прощения, сказал возвращаю тебя и мы стали жить дальше. В январе он снова дал мне три раза талак, но на следующий день снова вернулся и сказал что возвращает меня. В феврале он снова три раза сказал талак, и снова ушёл и пришёл. Вчера опять сказал трижды по телефону. Сейчас я беременна, 5 месяцев. Скажите считаюсь ли я разведённой с ним? Мне уже надоел этот цирк. Он каждый раз говорит что после талака срок идда не был выдержан, поэтому развод не считается. Это что до бесконечности так будет продолжаться.
Ассалому Алайкум, муж сказал при гневе такими словами три талака тебе,но потом пожелел о сказоном,у нас есть ребенок и мы не хотим разводиться ,считается ли это развод?,и что делать при такой ситуации?
Уа алейкум салям! Посмотрите в комментариях ниже – мы отвечали на подобные вопросы. В целом, исходя из сказанного Вами, согласно мнению большинства алимов, такой талак засчитывается как один.
Если я жене во время соры сказал развожусь с тобой , но потом помирился с ней . А потом через некоторое время опять ей сказал развожусь с тобой и опять с ней помирился . Но опять во время соры сказал ей развожусь . Есть ли между нами никах . То есть эти слова я ей говорил на протяжении 15 лет , но с большими промежутками .
Мой папа постоянно спрашивает в чем смысл компьютерных игр.Есть ли смысл в них? Ответьте пожалуйста
Салом алейкум, муж при гневе дал мне талак, он сказал так “тебе талак нужен вот тебе талак, еще раз”, потом три раза “да талак тебе”, так получилось 3 раза за один день да, как бы при гневе, у нас 2 детей и я в данное время беременна 7 месяц, конечно я еще сильно при свекрови провоцировала, не знаю но мы вместе живем без детей он не может, и я без него не могу, просто при беременности я такая эгоистка стала, знаю сама виновата и он сожалеет, не хотим разводиться, мы просто слышали при беременности талак не действует, поэтому я спокойно была, Молюсь Аллах простит меня и моего мужа, но мы сильно хотим сохранить семью. Благодарю заранее.
Алейкум ассалам! Во время беременности муж имеет право дать талак своей жене. Но в Вашей ситуации если Ваш муж произнес три талака подряд, то это засчитывается за один талак. Исходя из этого мнения, он вправе вернуть Вас до конца беременности. Для этого ему достаточно произнести: “я возвращаю тебя”.
Добрый день! обращаюсь не раз. мы с мужем расстались, развелись, но он не дает мне талак, я попросила ему сказать , чтобы я с нормальной душой ушла, он говорит что и без талака много причин были чтобы мы считались разведенными ,, и не сказал так и. что делать : ?
Асаламалекум братья сестри скажите пожалуйсто после трехкратный талак..сразу же в этот ден муж и жена простили друг друга и поклялись что больше не будеть между ними ссоры. и без никаха живут уже 4 года что будеть. и что делать.
Ассалому алейкум. Если муж два раза сказал просто слова талак ( не сказал что даю тебе талак, просто сказал талак) и один раз писал талак что будет? Считается ли это талак или нет?? И что дальше что нам делать? Посоветуйте пожалуйста!
Ассаламу Алейкум. Я прошу у мужа развод он говорит хорошо считай хорошо за развод ,не говорит слова таляк считается ли это за развод?
Ассаляму алейкум. Можем мы с мужем быть вместе после развода хуль? Или же мне нужно выйти замуж и развестись? И второй вопрос. Если муж с женой не жили год вместе, затем он дал ей один развод, нужно ли ждать идды?
Здравствуйте. Мы с мужем поссорились. И он одновременно сказал 3 талака. Он говорит чтобы я ушла. Но я не хочу разводится. У меня трое детей. Что мне делать. Посоветуйте пожалуйста.
Ассаламу алейкум , мне муж трижды по СМС отпр я отдаю тебе таалак , считается ли это что мы раведены или считается как один талак?
Ассаляму алайкум уа рахматулЛоохи уа баракятуху. Ответьте пожалуйста, если муж при родных скажет три раза подряд: “я дал ей развод”, мы уже разведены? Он был чрезмерно разгневан. Заранее благодарю.
Здравствуйте! С мужем по закону развелись 8 мес назад , не живем вместе 11месяцев . Был проведён никях, но по мусульманским правилам он мне не говорил талак, то есть об этом даже и не думали . Интересуюсь потому что мне предложили выйти замуж , а он истинный муслим и он у меня спросил был ли развод по мусульманским правилам я сказала нет , и он отказался дальше продолжать разговор . Что мне делать ? Мы же ведь не живём с бывшим мужем уже 11мес и близости не было . Я если честно в замешательстве
Я развелась с бывшим мужем в сентябре,он дал один талак ( я развожусь с тобой).Могу ли я сейчас,по прошествии 4месяцев выйти замуж? И этот один талак мне достаточен,чтоб никогда больше не видеть этого человека в своей жизни или мне надо настоять на прошении трёх тальков,чтоб он никогда не имел на меня никаких прав возврата,и т.д.
я не знаюю сюда ли писать.. но муж мне не дает развод..я больше как сказать не могу его терпеть..это ли испытания Аллаха. но в протяжении трех лет он не старается как бы содержать семью и материально и морально.. я просто устала и не хочу бороться с ним. как мне быть и обязательно он должен сказать талак чтоб мы развелись .
Если я сказал 3 талак в октябре. и просто общался и ругался еще раз и дал 3 талак в декабре. и продолжал писать и снова гневался и дал ещё раз 10 кратный талак. можно лы мне жениться на ней. так как после 2 развода надо читать никах. или 3 талак без 2.рого бракосочетание считается ? Спасибо
Ассаламу алейкум ва рахматуллах ва баракатух Дорогие братья и сёстры Я долго ищу этот ответ меня заставили развестись с женой родственники жены, я развёлся с женой сказав 3333 талака Скажите пожалуйста является действительно или нет
Ассалам алейкум! Мы с мужем поругались, в гневе он дал талак (1 раз), спустя 2 суток попросил прощение и сказал, что сожалеет и таковых намерений у него не было. Нужно ли обновлять никах? До сих пор живем вместе, но близости не было. Муж узнавал у братьев по сунне, что если после того как муж дал талак (1 раз), но живут вместе и не хотят разводиться, то в этом случае не обязательно восстановливать никах и махр. А если после талака(1 раз) они живут по отдельности со сроком по сунне 4 месяца и 10 дней, то восстановливать никах и махр обязательно нужно. Это достоверно и как нам быть? Заранее спасибо!
Ассаляму алейхим ва рахматул-лаахи ва баракяятухь! Дал супруге 9 талаков. То есть 3 по 3. Был очень эмоционален. Хотя много думал об этом. В тот вечер, когда я произнёс 9 талаков, я был в состоянии лёгкой нетрезвости. Может ли мой талак вообще считаться действительным, а если да, то как все 3 или как 1й? Спасибо!
Ассаляму алейкум, я нашла конкретные ответы на свои вопросы здесь , казалось бы те которые хотелось бы услышать, Упаси Аллаh меня от этого, Вопрос в том что многие ученые разделяют мнение о троекратном разводе который засчитываются как за один, эти мнения были и их практикуют в нынче время, Аллаху Алим конечно! Я считаю это много ведет за собой сохранение семьи, многих семьей, и это предупреждение мусульманам которые страшаться своего Господа , и будут больше размышлять, Знаете когда идешь получать фетву в мечети так бьется сердце от случившегося,,бывают разные случаи, Аллаhу лучше знать! Хотелось бы узнать о положении или об звании этого алима который отвечает на вопросы, С какой вы страны?!
Ассаламуалейкум дорогие мои братья и сестры я очень благодарен Аллаху господу миров за за всё добро которое он нам даёт. Спасибо Администратору или главе этого сайта которым я и моя семья пользуемся. Дай Аллах вам добра и благополучия амин .
Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания! Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!
Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности. Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.
Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.
Эта вынужденная мера оправдана только при крайней необходимости, когда дальнейшая совместная жизнь причиняет страдания и подталкивает к греху. В одном из хадисов говорится: «Из всех разрешенных деяний самое ненавистное для Аллаха — это развод» (Абу Давуд и Ибн Маджа). Иснад этого сообщения недостоверный, и смысл его тоже весьма сомнительный. Если супруги не видят способа сохранить семью, то развод не порицается. Но если нет серьезнейшей причины для развода, который может погубить жизнь супругов и сделать несчастными детей, то идти на такой шаг по меньшей мере крайне нежелательно. Ал-‘Ала ибн Суфйан ал-Гассани сообщил: «Мне рассказывали, что к неявным мерзким поступкам, которые Аллах запретил, но не назвал в Коране, относится поступок мужчины, который женится на женщине, а после того, как они прожили долго и она родила ему детей, разводится с ней без какой-либо причины» (ат-Табарани). Женщине также запрещается беспричинно требовать развод от мужа, и в хадисе сказано: «Не почувствует благоухания рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Шариат наделил правом на развод только мужчин. Жена не может самостоятельно развестись с мужем. Причина этого предписания в том, что мужчины, как правило, более сдержанны и рассудительны в принятии серьезных решений, тогда как женщины более эмоциональны. Конечно, бывают исключения, но Божье установление от этого не меняется. А значит, мужчина обязан осознавать ответственность за сохранение семьи и проявлять благоразумие, не злоупотребляя данным ему правом. Если решение развестись принято, то претворить его в жизнь следует в строгом соответствии с нормами Шариата.
Прежде всего, нужно помнить, что развод нельзя объявлять в любое время. Если после завершения регул у жены супруги вступали в интимную близость, то необходимо дождаться очищения от следующих регул. Всевышний пожелал так для того, чтобы мужья не принимали поспешных решений и супруги имели возможность выправить сложившуюся ситуацию. Мужчина совершает грех, если объявляет развод в период менструации или в период очищения, если супруги имели близость после очищения. Но если муж не проявил благоразумие и объявил развод в неположенное время, то такой развод засчитывается. Сказанное относится к тем случаям, когда у жены регулярно повторяются месячные. Если женщина беременна или у нее нет месячных, то развестись с ней можно в любое время, независимо от того, когда супруги имели близость в последний раз.
Для объявления развода мужчине достаточно сказать жене: «Ты разведена» или «Я развожусь с тобой». Как объявление развода засчитывается и любое другое выражение, прямо указывающее на расторжение брака. Угроза «я разведусь с тобой», высказанная в будущем времени, не засчитывается за развод, если муж не связал ее с определенным условием. Но если он связал такую угрозу с условием, сказав, например: «Я разведусь с тобой, если ты без моего разрешения пойдешь в такой-то магазин», — то при выполнении этого условия развод вступает в силу. А вот выражения типа «уходи из дома», которые не указывают прямо на развод, означают развод лишь в том случае, если муж произнес их с таким намерением. Если фраза «ты разведена» случайно сорвалась с уст мужа, например, когда он читал книгу на эту тему, и он не имел никакого намерения разводиться, то такая обмолвка не принимается во внимание. Но если муж решил пошутить и объявил жене развод ради забавы, то развод засчитывается. Подобные шутки могут дорого стоить. В хадисе сказано: «Три поступка воспринимаются всерьез, даже если они совершены в шутку: брак, развод и возобновление брака» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
С момента объявления развода для жены начинается период выжидания, в течение которого она не может выйти замуж за другого мужчину. Этот период называется идда, и его продолжительность зависит от состояния женщины. Если разведенная женщина беременна, то идда продолжается до разрешения от бремени, даже если это случится на следующий день. То есть если муж объявил развод беременной жене, а она на следующий день родила ребенка, то супруги считаются окончательно разведенными и женщина имеет право выйти замуж за другого человека. Если же бывшие супруги решат восстановить отношения, то они должны сочетаться браком повторно с соблюдением всех условий.
Если женщина детородного возраста и у неё регулярно повторяются месячные, то ‘идда продолжается до очищения от третьей полной менструации (по мнению имамов Малика и аш-Шафи‘и) или до начала третьей менструации (по мнению имама Абу Ханифы). Но если муж объявил развод в нарушение установленных правил во время менструации, то эта менструация не принимается во внимание, и разведенная жена должна дождаться четвертого очищения. В том случае, если у женщины прекратились или вообще не начинались месячные, идда составляет три лунных месяца.
Особые предписания есть относительно развода в том случае, если супруги ни разу не имели близости и даже не уединялись. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» e-minbar
Дозволен ли развод во время беременности
Развод с беременной дозволен в период беременности, а половая связь не мешает этому.
Однако многие мусульмане полагают что такой развод неправильный. Но это ошибка. В хадисе, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется когда она отчистится или будет беременной». Муслим 1471.
Имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим» сказал: «В этом хадисе довод на то, что разводится с беременной дозволено, если утвердилось то, что она беременна. Это мнение аш-Шафи’и и большинства ученых».
Некоторые же ученые сказали что в дозволенности этого не было разногласия. Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Что касается развода с беременной, то нет разногласия среди ученых, что такой развод соответствует Сунне. Это дозволено в период с начала ее беременности и до конца, поскольку ее срок (идда) пока она не родит!» См. «ат-Тамхид» 15/80.
Когда шейха Ибн База спросили о дозволенности развода с беременной, он сказал: «Это мнение распространено среди простого народа. Некоторые люди полагают, что развод с беременной не действителен. Я не знаю откуда они взяли это предположение! Это то, у чего нет основы в словах ученых, наоборот, то на чем все ученые — это то, что развод с беременной действителен. В этом среди ученых иджма’ и нет разногласий. Развод в соответствии с Сунной, это два вида развода:
1. Чтобы она была беременной, и такой развод соответствует Сунне и не является нововведением.
2. Чтобы была очищенная и не прикоснулся к ней муж, т.е. чтобы женщина очистилась от месячных или послеродового кровотечения и муж не вступал с ней в половой акт. Такой развод также соответствует Сунне». См. «Фатауа ат-талякъ» 1/45-46.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.