Самое важное по теме: "правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
- 1 Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?
- 2 Взимание платы за опломбирование индивидуальных приборов учета (ИПУ)
- 3 Правомерно ли взимание платы за опломбировку счетчика?
- 4 ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПЛОМБИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА
- 5 О взимании платы с населения за выдачу технических условий и за опломбировку индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС
Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?
Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом обязанность обеспечить приборами учета используемого природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Собственники, не исполнившие обязанность по оснащению домов приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Полномочиями по приему платежей в оплату таких расходов, как правило, наделяются управляющие организации (ч. 5, 5.1, 5.2, 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ; Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04).
Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявлению потребителя (пп. «у» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются в большинстве случаев следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно — за плату.
Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта (пп. «б» п. 22 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).
Также бесплатно опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, приборы учета воды. Однако повторное пломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц делается за счет абонента (п. 5 ст. 20 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ; п. 51 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776).
Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию выполняются бесплатно (п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
С 01.01.2017 отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч руб. ( ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ).
Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.
Бесплатная опломбировка счетчиков воды — это обязанность компании, которая предоставляет вам данную услугу. Единственным исключением из правил может стать срыв пломбы по вине владельца квартиры или дома.
В 2011 году был принят Федеральный закон о водоснабжении. Редакция конца 2016 года его изменила, в том числе пункт, касающийся опломбирования водосчетчиков. С начала 2017 года приборы учета пломбируются за счет организации (чаще всего — это ЖКХ или управляющая компания).
Плата с абонентов взимается только в том случае, когда пломба сорвана или повреждена по вине собственника жилья. В этом случае она накладывается повторно за счет потребителя. В этом случае неважно, кто в этом случае виноват: владелец дома, квартиры или его гости (то есть третьи лица).
В настоящий момент нет ни федеральных, ни региональных законов, которые предусматривали бы взимание платы за ввод в эксплуатацию счетчиков воды. Постановка на коммерческий учет, включая опломбирование, производится совершенно бесплатно. Пломбировка осуществляется в двух случаях: при установке и после поверки приборов учета.
Если при установке счетчика впервые пломба нужна обязательно, то в случае поверки нужно поинтересоваться, насколько законна эта услуга именно в данный момент. В Постановлении Правительства под номером 354 утверждается, что поверка ИПУ (индивидуальных приборов учета) — обязательная процедура, которая должна быть исполнена за счет собственника.
Собственники приборов учета по закону — это граждане, владельцы жилья и тех ИПУ, которые контролируют расход различных ресурсов. Периодичность поверок у водяных счетчиков различная. Во-первых, она также регулируется законами и СанПиНом. Во-вторых, минимальный промежуток времени между поверками указывается в технических документах на счетчики.
Для горячей воды межповерочный интервал равен 4-м годам, а для холодной — 6-ти годам. Такая разница вызвана тем, что горячая вода разрушает не только некоторые пластиковые детали в водяных системах, но и механизмы счетчиков. В первую очередь — это прокладки и крыльчатка. В технических паспортах не всегда верно указано это значение, поскольку иностранные нормативы по поверкам могут отличаться от отечественных.
Установить водяные приборы учета могут те собственники квартир, у кого есть для этого технические возможности. Никаких штрафов для тех, кто этого делать не собирается, не предусмотрено. Сам собственник должен решить: целесообразно ли ему устанавливать эти счетчики.
Но поскольку нормативы по воде растут с каждым годом, то мысль о полезности этого счетчика потребляемой воды возникает с такой же частотой. Главное преимущество при его установке — это то, что с этого момента вы будете платить, зная за что, невзирая на нормативы. При рациональном потреблении воды всей семьи это действительно выгодно.
Если вы решились на такой шаг, как установка прибора учета, то вам предстоят следующие действия:
- Прежде, чем установить водомер, нужно его купить. При покупке руководствуемся теми условиями, в которых он будет ставиться, а также моделью и ценой.
- После покупки счетчика необходимо решить, кто будет устанавливать прибор учета воды. Есть два варианта: самостоятельный монтаж или вызов мастера из частной фирмы.
- Пломбировка и составление акта специалистом.
Установка и подключение, в отличие от пломбировки, выполняется за счет собственника. Покупая счетчик, нужно разобраться в том широком выборе, который предлагает наша и не только, промышленность. В продаже имеются как крыльчатые, так и сложные ультразвуковые.
Самый простой, крыльчатый, является самым распространенным и надежным механизмом. Принцип его работы прост: крыльчатый механизм вращается под воздействием потока воды, который проходит через водяную трубу и прибор. Служит он около 12 лет. В зависимости от назначения, прибор выполняется в красном или синем корпусе для горячей и холодной воды соответственно.
На корпусе прибора стоит отметка о максимальных температурах. Максимальная для счетчика, который стоит на горячем трубопроводе равна 150 градусам, на холодном — не более 40 градусов. Но есть и универсальные счетчики, диапазон температур у которых составляет 0-90 градусов.
На новый счетчик выдается технический паспорт, где серийные номера будут совпадать с номерами на корпусе. После покупки можно вмонтировать прибор самостоятельно или обратиться к профессионалу. Можно воспользоваться третьим вариантом и пригласить слесаря из управляющей компании.
Поверка водяных счетчиков — это необходимое мероприятие. После многолетнего использования прибор может показывать неверные данные. Сведения могут отличаться как в плюс, так и в минус. Не всегда погрешность будет выгодна потребителю. Срок поверки по СанПиНу различен, в зависимости от системы водоснабжения.
Для холодной системы промежуток между поверками или установкой и первой поверкой должен составлять не более 6 лет. Для горячей — 4 года. Такая разница вызвана разрушительным действием горячей воды, которое она оказывает на крыльчатый механизм, присутствующий в большинстве водяных приборов учета.
Еще один компонент, который оказывает влияние на срок годности водяного счетчика — состав воды. Если вода плохого качества, жесткая или в ней много солей, то водосчетчик прослужит меньше.
На видео о замене счетчиков
Бесплатно опломбировать счетчик организация должна в случае первоначального монтажа прибора, после поверки и после ремонта водосчетчика. Если же собственник сам виноват в повреждении пломбы, то услуга будет не бесплатна. Ее стоимость составит от 500 до 2000 рублей в зависимости от региона.
Взимание платы за опломбирование индивидуальных приборов учета (ИПУ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 закреплены положения, описывающие правила ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 закреплены положения, описывающие правила ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных услуг.
В п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), указано, что объем (количество) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, учитывается с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Допускается применять приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Соответствие прибора учета утвержденному типу, дата его первичной поверки и установленный для него межповерочный интервал, а также требования к условиям эксплуатации прибора должны быть указаны в сопроводительных документах к нему.
В соответствии с п. 81 (8) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа такого ввода) подписывается только после того, как представитель исполнителя установит на приборе учета контрольные пломбы.
Как разобраться, правомерны ли требования коммунальщиков после установки счетчиков оплатить еще и то, и се, и это?
Для многих организаций, управляющих МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) камнем преткновения стало взимание платы за услугу по пломбированию приборов учета, так как соответствующие попытки наткнулись на жесткое противодействие собственников помещений. Проблема возникла в связи с тем, что в ранее действовавшем законодательстве не было четкого механизма ввода индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, что, по логике УО, стало основанием для взимания дополнительной платы – за пломбировку как приборов учета, так и мест установки этих приборов. Указанные обстоятельства стали причиной для огромного количества судебных споров.
Так, ООО “Управляющая компания “Красжилсервис”” (УО) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписаний управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по Красноярскому краю.
По мнению УО, судами не учтены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Закон № 261-ФЗ), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; суды не учли, что действующее законодательство и заключенные с собственниками жилых помещений договоры управления МКД не предусматривают безвозмездность ввода в эксплуатацию приборов учета воды.
Поводом для вынесения обжалуемых ненормативных актов ФАС России стала проверка, проведенная на основании ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. В связи с анализом исполнения управляющими организациями г. Красноярска законодательства в сфере ЖКХ антимонопольным органом направлен запрос в УО относительно взимания с владельцев помещений в МКД, находящихся под управлением указанной организации, платы за пломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды. УО подтвердила факт взимания платы за ввод в эксплуатацию (регистрацию и пломбирование) индивидуальных приборов учета (ИПУ) холодной и горячей воды.
На основании ст. 13 Закона № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1); собственники помещений МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5).
Однако ни нормы Закона № 261, ни иные нормативные правовые акты не содержат требований пломбировки мест установки прибора учета, как и не указывают на то, что действия по такой пломбировке являются обязательной частью процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию. Действующее нормативное правовое регулирование не возлагает на собственников помещений в МКД обязанности по возмездному приобретению услуги УО за опломбирование места установки прибора учета (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2012 по делу № А33-2818/2012).
Впоследствии, для предотвращения судебных споров постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” в Правила № 354 были внесены изменения, которыми закреплено, что установленный прибор учета, в т. ч. после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (п. 81(14) Правил № 354).
Таким образом, УО с легкой руки законодателя были нагружены новой работой по опломбированию бесплатно установленных приборов учета гражданами или иными организациями, без возможности каким-то образом компенсировать свои затраты. То есть работы и ответственности в очередной раз прибавилось, а вот объем поступающих средств остался неизменным – в сочетании со значительной долей неплательщиков во многих МКД.
Правомерно ли взимание платы за опломбировку счетчика?
Здравствуйте. Хотим самостоятельно заменить электросчетчик в частном доме. Нам сказали, что необходимо написать заявление о желании сменить счетчик самостоятельно в нашу энергокомпанию, а потом, после установки, мы должны вызвать представителей этой самой компании, чтобы они опломбировали вновь установленный (НОВЫЙ) счетчик и за всё это мы должны заплатить 1 813,00руб, в которые входит выезд БРИГАДЫ, проверка схемы подключения и опломбировка. Правомерно ли ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ за вышеперечисленные услуги и действительно ли требуется ПРОВЕРКА СХЕМЫ подключения и если проверка обязательно, то в чём она заключается?
Да, правомерно и этого никак не избежать.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
(см. текст в предыдущей редакции)
На все перечисленные Вами услуги должен быть прейскурант, а действия по проверке схемы, по сути, являются вводом в эксплуатацию.
Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявлению потребителя (пп. «у» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются в большинстве случаев следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно — за плату.
Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию выполняются бесплатно (п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПЛОМБИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА
ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПЛОМБИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА?
В Управление Роспотребнадзора по Курской области поступают устные обращения граждан по вопросам установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. В связи с этим Управление считает целесообразным сообщить следующее.
Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома и квартиры приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, вводит индивидуальные приборы учета в эксплуатацию по заявлению потребителя исполнитель коммунальных услуг.
Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно – за плату.
Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 г. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта.
Также бесплатно опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, приборы учета воды. Однако повторное пломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц в соответствии с требованиями п.5 ст.20 Федеральногозакона от 07.12.2011 N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведенииделается за счет абонента.
Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию в соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. N 442 выполняются бесплатно.
О взимании платы с населения за выдачу технических условий и за опломбировку индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС
Свердловское УФАС России, рассмотрев многочисленные запросы о правомерности взимания платы с населения за услуги по выдаче технических условий и опломбировке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения (ХВС) и горячего водоснабжения (ГВС), сообщает следующее.
Согласно ст.155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с п.9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. При этом указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 ФЗ не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.
В соответствии с п. 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. Под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке. Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 9 и пп. «б» п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87), проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, а пояснительная записка должна содержать исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. В пояснительной записке указываются реквизиты технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее – технические условия).
Согласно ч.7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
С 01.01.2013 вступает в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Согласно ч. 5 ст. 20 данного Закона приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149 (далее – Порядок). Как следует из п. 3 Порядка, данный договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы. Согласно п. 13 Порядка, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать ряд существенных условий, в том числе о порядке расчетов по договору, сроке установки/замены прибора учета, порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию и гарантийных обязательствах исполнителя.
В соответствии с ч. 2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При этом любая направленная на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность управляющей организации полностью компенсируется и достаточно вознаграждается вносимой собственниками жилых помещений платой за жилое помещение (ст. 154, п.1 ст. 156, п. 3 ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, исходя из системного толкования норм законодательства РФ, у организаций, осуществляющих деятельность на рынке управления многоквартирными домами (УК, ТСЖ, ЖСК и др.) отсутствуют законные основания для взимания платы как за выдачу технических условий, так и за опломбировку индивидуальных приборов учета.
«Правомерно ли взимание платы за пломбировку счетчиков, в том числе газовых?» Дмитрий (Обоянский район).
Отвечает зампрокурора Обоянского района Александр БОСЫХ: «Жилищный кодекс РФ не устанавливает платность такой услуги для потребителя коммунальных услуг, как установка и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение или водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Пунктом 2 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно подпункту б) пункта 22 Постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Таким образом, взимание платы за пломбировку счетчиков, в том числе газовых, является незаконным.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, при определении хозяйствующих субъектов, обязанных в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении осуществлять деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета энергоресурсов, необходимо одновременно установить обязательное наличие следующих условий:
– организации осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;
– сети инженерно-технического обеспечения организаций имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее – Порядок). Порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию является существенным условием такого договора (пункт 13 Порядка). При этом цена такого договора определяется соглашением сторон.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Следует отметить, что ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, то установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии и их ввод в эксплуатацию осуществляется указанной организацией в соответствии с заключенным договором на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен иным лицом или ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги.
Согласно положениям Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
На основании изложенного, взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и может содержать признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.