Самое важное по теме: "штраф за отсутствие тахографа" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
Тахограф регистрирует информацию о маршруте и скорости движения непрерывно, контролируя режим труда и отдыха шофера. Применение прибора повышает безопасность на дороге, исключая ДТП, вызванные усталостью водителя. Установка тахографа обязательна для большинства автобусов, почти всех видов грузовиков весом более 3,5 тонн и обходится чуть более 30 тысяч рублей.
За отсутствие тахографа с 01.04.2014 штраф взимается не только при международных, но и при внутрироссийских перевозках. Наказание равнозначно штрафам за неисправный, отключенный или самостоятельно модифицированный тахограф и согласно ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:- 1000-3000 рублей — для водителей (так же как и за несоблюдение временного режима труда и отдыха);
- 5000-10000 рублей — для должностных лиц, выпустивших на линию транспортное средство (ТС) с нарушением.
Согласно действующей редакции ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» тахографом должен быть оснащен весь коммерческий транспорт, пассажирский и грузовой, категорий M2, M3 и N2, N3. То есть,
- авто с пассажирскими местами более 8,
- грузовики массой более 3,5 тонн и до 12 тонн.
За исключением следующих видов транспортных средств (для них прибор не нужен):
- Троллейбусов.
- Автобусов (категории M2 и M3), совершающих регулярные городские и пригородные перевозки (до 50 км в одну сторону).
- Автомобилей, участвующих по виду своей деятельности в обеспечении правопорядка, или в работе экстренных служб: пожарные, медицинские, спасательные, аварийные и прочие, с нанесенными соответствующими опознавательными знаками принадлежности.
- ТС, зарегистрированных военной автомобильной инспекцией.
- Частных автомобилей, с массой не более 7,5 тонн, перевозящих некоммерческий груз. Например, дома на колесах.
Но должны быть оборудованы тахографом:
- Автобус для коммерческих междугородних рейсов.
- Дежурный автобус, развозящий сотрудников предприятия в черте города.
Чтобы понять, нужно ли устанавливать тахограф на спецтехнику, определяемся с целью и спецификой ее использования. Если машина осуществляет коммерческие международные и междугородние перевозки — прибор необходим.
Тахограф не нужен, если:
- КАМАЗ используется на стройплощадке.
- ТС оснащены краном-манипулятором, подъемниками с рабочими платформами и прочим специальным оборудованием (автобетономешалки, машины для перевозки птиц, живой рыбы, скота, молока), в том числе для выполнения работ в коммунальном хозяйстве и по содержанию дорог; для обслуживания газовых и нефтяных скважин.
ВАЖНО! ГИБДД на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, требует ставить тахографы и штрафует за их отсутствие.
Установка тахографа обязательна только на машины, используемые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Если перевозим собственные грузы, а не с целью извлечения прибыли, тахограф не понадобится.
Требования к тахографам, правила их использования и контроля, а также виды ТС, для которых этот прибор обязателен, утверждены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (Приложение №1).Среди обязательных требований, помимо защищенного от взлома и опломбированного блока прибора, предусматривается наличие:
- карты тахографа и датчика движения; средств визуального, звукового предупреждения и т. д.
- антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (если в бортовое устройство включен связной модуль) и для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
- необходимого программного и криптографического обеспечения.
Тахограф оснащен печатающим устройством и клавиатурой для ввода информации. В зависимости от режима работает с четырьмя типами карт: водителя, контролера, мастерской и предприятия.
Прибор позволяет получить полную и достоверную информацию и выявить попытки ее корректировки и фальсификации в памяти тахографа.
Правила эксплуатации
- Перед выездом водитель активирует тахограф личной картой и вводит PIN-код.
- Если есть второй водитель, он тоже вставляет свою карту и вводит пароль.
- Далее необходимые данные вводятся в ручном режиме либо регистрируются автоматически.
- Личные карты водителей извлекаются по окончании смены, после подтверждении места завершения работ.
Примечание. Если до 2014 года в авто был вмонтирован тахограф старого образца, отвечающий всем стандартам Евросоюза, заменить его новым нужно в срок до 2018 года.
Как водителю, так и должностному лицу может назначаться штраф за отсутствие тахографа на автомобиле, его неисправность или неправильную эксплуатацию. В любом случае количество проверок на дорогах возрастает, потому сточит заранее изучить перечень нарушений, чтобы избегать санкций.
Назначается штраф за отсутствие тахографа чаще всего при проверке сотрудниками ДПС. При этом проверяющие контролируют не только сам факт наличия прибора, но и его пломбировку, поверку, а также — соблюдение временных интервалов вождения и отдыха водителя во избежание переработок.
Нормативная база, которая используется для регулировки всех аспектов использования тахографов, в последние годы значительно расширилась. Изменения и дополнения к документам принимаются достаточно регулярно, потому важно следить за новшествами в законодательстве.
В первую очередь это приказы Министерства Транспорта РФ:
- № 36 (февраль 2013), утверждающий основные требования к бортовым самописцам для транспорта.
- № 55 (февраль 2017) с изменениями нормативов, содержащихся в № 36.
- № 227 (июль 2017 года), делающий обязательным оснащение автобусов тахографами.
Кроме того, нормативная база в области тахографии включает:
- Приказ № 727 Министерства Внутренних Дел РФ, которые регламентирует порядок надзора за использованием транспорта.
- Федеральный закон №196, который является основным документом по безопасности дорожного движения.
- КоАП РФ, в частности его статья 11.23, которая определяет суммы штрафных санкций.
Как и ранее, штраф за отсутствие тахографа в 2019 году может быть назначен только при выявлении нарушений требований действующего законодательства в ходе проверки. Правом на проведение контрольных мероприятий обладают сотрудники ДПС ГИБДД – проверки выполняются как в ходе плановых рейдов, так и вне их – т.е. остановить машину для осмотра могут в любой момент.
При проверке инспектор должен удостовериться:
- Что на машине установлен бортовой самописец нужного типа (если его наличие предусмотрено законом)
- Что прибор исправен, а в его конструкцию не вносились изменения.
- Что он правильно используется с индивидуальной чип-картой водителя.
Также сотрудник ДПС может потребовать распечатку показаний бортового самописца для выявления нарушений рабочего режима.
Кроме сотрудников ГИБДД функция проверки оснащения машин тахографами возложена на представителей Ространснадзора. При этом сегодня закон разрешает им выполнять контрольные мероприятия без участия инспекторов ДПС.
Сумма, на которую будет оштрафован водитель или другое лицо, ответственное за нарушение закона, устанавливается инспектором ДПС или Ространснадзора в рамках, установленных КоАП или другим нормативом.
Получить штраф за несоблюдение требования нормативов в области тахографов могут такие Физические лица как водители или сотрудники предприятия, отвечающие за оснащение ТС приборами контроля.
Размер финансовых санкций составит:
- От 1 до 3 тыс. рублей для шофера.
- От 5 до 10 тыс. рублей для сотрудника предприятия, который отвечает за выпуск ТС в рей или на маршрут.
Согласно действующему нормативу, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязаны оснастить технику бортовыми контрольными устройствами и обеспечить правильную эксплуатацию самописцев. С другой стороны, в КоАП (основном документе, регламентирующем санкции), ни ИП, ни юридические лица в перечне ответственных не значатся, т.е. они не могут быть оштрафованы.
С другой стороны, отказ от установки самописцев на коммерческий транспорт (например, рейсовые или городские автобусы) сегодня расценивается как нарушение лицензионных условий. При обнаружении этого нарушения сумма взыскания составит от 10 до 30 тысяч рублей.
Наиболее очевидное нарушение, за которым в 100% случаев следуют санкции со стороны ДПС – это отсутствие прибора на том транспортном средстве, которое по закону должно быть оборудовано тахографом. Но есть и другие ситуации, прописанные в КоАП и прочих нормативах – их тоже следует избегать.
Наиболее общая проблема – это неисправность прибора. Если тахограф не регистрирует параметры движения автомобиля, не принимает тахокарту или не выполняет другие функции, он считается неисправным. Эксплуатация автомобиля с неисправным контрольным механизмом с точки зрения закона приравнивается к езде без тахографа, и потому наказывается штрафом.
Важный нюанс! Если самописец сломался уже в ходе рейса, водитель может продолжать движение, но только в направлении мастерской или места штатной стоянки. Максимальное время такого движения не должно превышать 7 суток. При этом регистрация режима работы обязательно ведется водителем в ручном режиме (на специальном бланке или оборотной стороне ленты для распечатки данных с тахографа).
Признаком неисправности может считаться не только неправильное функционирование системы. Если при проверке будет обнаружено повреждение корпуса или нарушение целостности пломб, то прибор будет считаться неисправным вне зависимости от его фактической работоспособности. Это же касается других способов вмешательства в конструкцию или работу системы (отключение проводов, подключение сторонних устройств и т.д.).
Следующая проблема (встречается она довольно редко) – несоответствие типа устройства характеру выполняемого рейса. В 2019 году все машины должны быть оснащены цифровыми приборами контроля, разрешёнными к эксплуатации в РФ.
Кроме того, важно, чтобы на транспортных средствах, выполняющих рейсы по Российской Федерации, стояли тахографы с модулем криптографической защиты СКЗИ/НКМ.
Для автомобилей, выполняющих международные рейсы, обязательной будет установка приборов ЕСТР. Нарушение этого требования — повод для штрафных санкций (причем как со стороны ДПС РФ, так и со стороны проверяющих органов других стран).
Действующие нормативы требуют чтобы:
- Тахограф эксплуатировался с тахографической картой (индивидуальный цифровой ключ на электронном чипе).
- Карта находилась в приборе в течение всего времени эксплуатации ТС.
- Срок действия карты не был нарушен.
- В приборе была установлена карта именно того лица, которое управляет транспортным средством в данный момент.
Таким образом, езда без чип-карты, с чужой, просроченной или неисправной картой расценивается как нарушение. Штрафуют за это и водителей, и должностных лиц (если по их вине водитель был выпущен в рейс без чип-карты).
Основные работы по обслуживания бортовых самописцев — это поверка (контроль соответствия замеряемых показателей фактическим) и замена криптографического модуля. Информация о проведении этих операций указывается в паспорте прибора, и нарушение сроков поверки либо замены блока СКЗИ выявляется при любой проверке документов.
Эксплуатация неповеренного устройства или самописца с просроченной заменой СКЗИ приравнивается к езде с неисправным прибором. Как и в предыдущем случае, оштрафовать могут шофёра или представителя транспортного департамента, допустившего нарушение.
Калибровка проводится при установке тахографа на автомобиль, при его ремонте, замене колес, датчиков скорости и других изменениях, которые могут быть внесены в конструкцию ТС. Основная задача калибровки – обеспечить точную фиксацию прибором всех метрологических параметров.
С точки зрения нормативов калибровка будет обязательной только в том случае, если производитель устройства это прямо указывает в документации. При этом отсутствие калибровки будет считаться нарушением и наказываться штрафными санкциями.
В остальных случаях штраф за не проведенную вовремя калибровку могут выписать только тогда, когда отсутствие настройки привело к неточной работе прибора или спровоцировало его поломку.
Современные модели контрольных приборов оснащаются миниатюрными термопринтерами для распечатки данных, записанных в память устройства. При проверке сотрудник контролирующего органа может потребовать распечатать показания.
Нарушением здесь будет:
- Отказ от распечатки.
- Неспособность выполнить требование из-за незнания функционала установленной на ТС модели.
- Невозможность распечатки из-за отсутствия бумаги в термопринтере.
Во всех описанных случаях уполномоченный сотрудник может посчитать тахограф неисправным (т.е. таким, который не может выполнять одну из своих штатных функций). Результатом будет наложение штрафа, причем чаще всего наказанию подвергают непосредственно водителя.
Чтобы избежать этого, водителям и лицам, ответственным за оснащение автомобилей тахографами, следует внимательно изучать инструкцию по распечатке данных. В машине, выходящей в рейс, должно быть не менее двух запасных мотков бумажной ленты, подходящей к термопринтеру установленного тахографа.
Одна из приоритетных задач тахографического контрольного оборудования – систематический учет рабочего времени водителя. Обязательной установку бортовых самописцев сделали в первую очередь по этой причине: они позволяют контролировать время работы и отдыха, избегать переработок, и снижать аварийность на дорогах за счет уменьшения утомляемости водителей.
Сотрудники ДПС при контроле систематически проверяют показания, записанные устройством. При этом сверяется не только общая продолжительность вождения, но и соблюдение требований по соотношению работы и отдыха, а также по минимальной и максимальной продолжительности этих промежутков. При выявлении значительных отклонений следуют штрафные санкции.
Важная особенность этого нарушения — то, что штраф за переработку или несоблюдение других требований (до 3 тыс. рублей) может быть наложен только на водителя как на лицо, непосредственно отвечающее за правильность режима работы.
Даже сам по себе штраф за отсутствие тахографа и другие нарушения может быть весьма чувствительным. Стоит также учесть, что в последнее время активно обсуждается пересмотр штрафных сумм в сторону увеличения, а также введение дополнительных санкций, вплоть до приостановки деятельности компании. Так что лучше избежать любых конфликтов с контролирующими органами, строго соблюдая все нормативные требования.
Будет ли выписан и кому штраф за отсутствие тахографа
Законное использование некоторых видов ТС возможно только при наличии на них аппаратуры, фиксирующей режим работы техники и водителя, то есть тахографа. Требование обязательно с 2014 года, а отсутствие прибора наказывается штрафом. Но это правило, как и наказание за его нарушение, существует не для всех.
Читайте в этой статье
О том, на какие виды ТС обязательно должен устанавливаться прибор, сказано в Приложении к Приказу Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 года:
- автомобили с количеством мест для пассажиров более 8 и массой до 5 т;
- машины с таким же числом сидений и тоннажем свыше 5;
- грузовые авто массой 3,5 — 12 т;
- машины, предназначенные для перемещения грузов, весом более 12 т.
Тахограф на любом из таких ТС обязателен, если оно не используется для международных перевозок (в этом случае есть иные правила). То есть прибор нужен всем, кто занимается предпринимательством в сфере перемещения грузов и людей, таксистам и «дальнобойщикам». Но машина должна относиться к категориям M2, M3, N2, N3. Это, например, КаМАЗ, «ГАЗель» и подобные им.
Если автомобилист использует такой транспорт якобы в личных целях, а не коммерческих, тахограф все равно необходим. Вряд ли остановивший ТС для проверки инспектор поверит, что водитель на КаМАЗе возит исключительно овощи с собственного огорода и только на еду.
На современных импортных машинах прибор установлен при сборке. Водителю только нужно научиться им пользоваться и следить за техническим состоянием. Если тахографа нет, им оснащают машину дополнительно.
О том, кто обязан устанавливать тахографы, смотрите в этом видео:
Поскольку наличие тахографа возведено в ранг обязательного условия эксплуатации ТС, если его нет, автомобилисту «светит» наказание. Оно налагается в соответствии со статьей 11.23 КоАП. Этот же закон применяется, когда прибор есть, но неисправен.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – просто позвоните, это быстро и бесплатно!
Бумага или лента для тахографа является обязательным атрибутом. Причем она должна быть определенного вида и качества. В ее отсутствие приспособление не работает. Значит, ситуация складывается та же, как если бы его вообще не установили. И в отношении водителя будет применена часть 1 статьи 11.23 КоАП:
Если же машину в таком виде отправило в рейс должностное лицо, штраф с него потребуют в размере 5000 — 10000 р. Ведь неисправный прибор приравнивается к его отсутствию.
Еще одна важная деталь тахографа – личная карта водителя. Она позволяет контролировать режим его работы и отдыха, идентифицировать каждого, кто садится за руль конкретного автомобиля. Требования к ней указаны в Приказе №36 Минтранса от 2013 года.
Кроме возможности отслеживания деятельности водителя должны быть еще карты контролера, мастерской и предприятия, если машина принадлежит организации. Отсутствие этих деталей в приборе тоже делает его неверно функционирующим. То есть вынуждает к применению ч.1 ст. 11.23 КоАП, по которой с водителя возьмут штраф 1000 — 3000 р. А человек, отвечающий за выход в рейс ТС без тахографа, заплатит 5000 — 10000 р.
Прибор перед эксплуатацией необходимо привести в рабочее состояние с помощью калибровки. Она нужна также после его ремонта, повреждения пломбы, при изменении характеристик автомобиля. Без калибровки нормальная работа приспособления невозможна. Следовательно, ее отсутствие приведет к применению части 1 статьи 11.23 Кодекса.
Обнаружить, что процедуру не делали, можно не только с помощью исследования прибора. После нее у водителя должны быть:
- копия лицензии, подтверждающая возможность выполнения работы;
- документ о том, что на ТС используется калиброванный тахограф;
- стикер с показания работы приспособления, прикрепленный на видном для сотрудника ГИБДД месте в кабине авто.
Наказания за неисправный тахограф или его отсутствие, предусмотренные статьей 11.23 КоАП, касаются водителей и должностных лиц. Но машина может принадлежать не просто обычному гражданину, а легально трудящемуся коммерсанту или целому предприятию. То есть фактически виновным оказывается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
В первом случае нужно обратиться к статье 23 Гражданского Кодекса РФ. Речь в ней о возможности заниматься предпринимательством без организации фирмы или предприятия, если зарегистрироваться как ИП. То есть когда человек перевозит людей или грузы, будучи оформленным индивидуальным предпринимателем, административное право рассматривает его как физическое лицо.
За отсутствие тахографа нарушитель будет наказан по части 1 статьи 11.23 КоАП, то есть штрафом 1000 — 3000 р.
Иным все кажется, если речь о юридическом лице. В разделе 11.23 такого понятия вообще нет. Но это не значит, что руководитель предприятия останется безнаказанным. Есть часть 2 статьи 2.10 КоАП:
То есть штраф за отсутствие тахографа, который потребуют с руководителя организации составит 5000 — 10000 р., и заплатит он его не из средств фирмы, а из своего кармана. Наказание налагают при отсутствии тахографа, если прибор не заправлен лентой, не прошел калибровку. Тем же санкциям подвергнется юридическое лицо при отсутствии какой-либо из обязательных карт прибора или ее неисправности.
Законодатели планируют увеличить размер штрафа по статье 11.23 КоАП для этой категории виновников в несколько раз.
О том, какое наказание последует за отсутствие или неработающий тахограф, смотрите в этом видео:
Всегда ли наказывают водителя автобуса и грузовика
Для тех, кто занимается грузоперевозками и имеет авто типа N2 или N3, тахограф нужен обязательно. Даже если владелец не зарегистрирован как ИП, но будет остановлен во время рейса, за отсутствие прибора его скорее всего оштрафуют.
С автобусами все выглядит иначе. Тахограф не нужен, если этого вида транспортное средство:
- используется для личных нужд;
- ездит как маршрутное такси по одному и тому же пути в черте города или пригороде;
- предназначено для международных перевозок и уже оснащено иными контрольными приборами.
Водителей и собственников таких автобусов за отсутствие тахографа не накажут.
Штраф в соответствии со статьей 11.23 КоАП ждет тех, у кого нет прибора, но ТС при этом:
- возит в школу детей;
- предназначено для перемещения сотрудников какой-либо организации;
- занято в коммерческих перевозках.
Федеральные законы №196 «О безопасности дорожного движения» и №36 «Об утверждении требований к тахографам…» требует, чтобы эти автобусы были оснащены приспособлениями.
А здесь подробнее о штрафе за езду на машине без страховки.
Автомобилистам и предпринимателям не стоит относиться к умному прибору как к досадной необходимости. В Европе он используется давно и успешно, так как помогает повысить безопасность на дорогах. Ведь тахограф не позволит водителю превысить скорость, сесть за руль уставшим и вымотанным, а также самовольно изменить маршрут.
Не нашли ответа на свой вопрос? узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас (это быстро и бесплатно):
Проводить досмотр, личный досмотр, осмотр и досмотри днища, багажника можно разными способами. В части из них обязательно нужны свидетели, в крайних случаях можно без них. Также используют зеркало. В чем разница в процедурах, которые проводит сотрудник ДПС?
Наложить штраф за езду на машине без страховки инспектор ГИБДД обязан. В 2017 году наказание существенное в России, повторный штраф выльется в приличную сумму, например, по сравнению с ездой без ОСАГО. Также накажут водителей на мотоцикле, в т.ч. без вписанной страховки.
Небольшой штраф за езду на чужой машине можно оспорить или избежать его вообще. Какой он будет, регулирует несколько статей закона в зависимости от ситуации.
В Законе предусмотрен штраф за езду на мотоцикле по разным причинам: если катался без шлема или категории, ехал без номера и страховки, а также других документов, с пассажиром или на незарегистрированном транспорте. Также оштрафуют и несовершеннолетних.
Закон, требования и штрафы за отсутствие тахографа 2019
Согласно дополнениям от 01.04.2013 г., внесённым в ФЗ №196, тахограф должен устанавливаться практически на весь грузовой и пассажирский коммерческий транспорт. Штраф за отсутствие тахографа при осуществлении внутрироссийских перевозок, правда, стал взиматься годом позже – с 01.04.2014 года.
До этого закон действовал только в отношении международных перевозок автомобильным транспортом. В целом, использование тахографа в любом коммерческом и пассажирском транспорте должно сделать отечественные дороги менее опасными.
Отсутствие данного прибора является административным правонарушением – соответствующая статья под номером 11.23 прописана в КоАП. За данное нарушение наказывается не только водитель, но и должностные лица, допустившие выход на маршрут ТС, не оборудованное тахографом. Естественно, наказание предусмотрено и за несоблюдение водителем законодательно прописанного режима труда и отдыха. Штраф за тахограф на 2019 год следующий:
- за отсутствие прибора штраф для водителей составляет 1000—3000 рублей;
- за несоблюдение трудового режима и времени отдыха предусмотрен тот же штраф 1000—3000 рублей;
- за отсутствие тахографа штраф для должностных лиц составляет 5000-10000 рублей.
За отключенный, неисправный, несертифицированный или самостоятельно модифицированный прибор штраф будет таким же, что и при отсутствии тахографа.
Закон о тахографах устанавливает определённые требования к данным устройствам, к правилам их использования, а также видам и категориям ТС, которые должны ими оснащаться. Так, к обязательным требованиям для тахографов относятся:
- Наличие карты тахографа и датчика движения;
- Наличие модуля для приёма сигналов GPS и ГЛОНАСС, а также антенны для приёма/передачи сигналов GSM/GPRS;
- Корпус устройства должен быть защищён от взлома и опломбирован;
- Тахограф д/б оснащён необходимым программным, а также криптографическим обеспечением;
- Наличие необходимых датчиков, карт, средств визуального, звукового предупреждения и т. д.
Тахографы эксплуатируются по установленным правилам:
- Водитель ТС перед началом движения обязан вставить карту водителя и ввести PIN-код. При наличии второго водителя после идентификации первой карты он также вставляет свою карточку в соседний слот и вводит соответствующий код.
- По запросу тахографа вводятся в ручном режиме необходимые данные, либо этот пункт игнорируется, в результате чего информация о текущем местоположении и т. д. регистрируется прибором автоматически.
- Карта водителя изымается из слота только по окончании смены и при подтверждении места завершения работ.
В приказе Минтранспорта РФ также чётко оговариваются категории ТС, которые в своей работе должны использовать данные устройства. Это относится практически ко всему грузовому и пассажирскому транспорту категорий M2, M3 и N2, N3.
Однако данные приборы не устанавливаются на автобусы, т. е. ТС категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные городские и пригородные перевозки, а также ТС, уже допущенные к международным перевозкам грузов и пассажиров, оснащённые на заводе-изготовителе соответствующими контрольными устройствами.
Как видим, на вопрос касательно того, нужен ли тахограф частнику, эксплуатирующему ТС указанных категорий, ответ будет однозначно утвердительным, но за исключением выделенных выше случаев. Отметим, что данное оборудование должно обязательно работать в том случае, если ТС используется для осуществления коммерческой деятельности. Поэтому теоретически, если вы перевозите собственные грузы, т. е. осуществляете некоммерческую деятельность, то в тахографе необходимости не возникает.
Однако ни один частник не ездит, условно говоря, на КАМАЗе на собственный огород за картошкой, а извлекает из автомобиля прибыль. Поэтому, задаваясь вопросом, нужен ли на самосвал тахограф, не ищите пути обхода законодательства – установите устройство, тем более, что за его отсутствие водителей и владельцев ТС уже давно начали штрафовать. А при осуществлении деятельности, не связанной с коммерцией, в тахографе предусмотрен специальный режим OUT.
В заключение напомним, какие автомобили подпадают под категории M2, M3, N2, N3, которые должны оснащаться тахографами:
- M2 – ТС максимальной массой н/б 5 тонн, пассажирских мест более восьми;
- M3 – ТС с макс. массой более 5 т с тем же числом мест для пассажиров;
- N2 – ТС для перевозки грузов с макс. массой более 3,5 т и н/б 12 т;
- N3 – ТС с макс. массой более 12 т для перевозки грузов.
Соответственно, M2 и M3 – это различные по весу автобусы, т. е. категория D обычного ВУ, а N2 и N3 – грузовые автомобили категории C. В связи с этим на вопрос: «Нужен ли тахограф на КАМАЗ», однозначно можно ответить, что да, тахограф нужен. Правда, опять-таки с исключениями. Напомним, что на некоторые новые модели тахографы ставятся непосредственно при сборке на заводе-изготовителе (речь, конечно, не о КАМАЗе). Заставлять вас их снимать никто не будет, пока прибор работает в штатном режиме.
Тахограф — обязательная часть большинства автомобилей, выполняющих коммерческие перевозки. Это техническое устройство используется для контроля различных параметров автомобилей, среди которых скорость, маршрут, рабочее время. Если прибора нет (если он предусмотрен видом ТС и деятельностью, осуществляемой на нем) или он неисправен, тогда полагается штраф за административное нарушение.
О том, кому полагается штраф за тахограф, какой штраф за езду без карты водителя для тахографа и сколько требуется платить за отдельные виды нарушений, говорится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения по тахографу могут быть связаны не только с его наличием, использованием, но и с настройкой, участием ответственных лиц, которые допускают ТС к эксплуатации, заведомо зная о неисправности.
Если фиксатора цифровой информации нет. Согласно части 1 КоАП РФ ст. 11.23 виновными считаются: водитель, в том числе частник, должностное лицо.
Стоимость взыскания в таком случае равна:
- 1000–3000 руб. для водителя;
- 5000–10000 руб. для должностного лица.
Если субъект — юридическое лицо, ответственность не предусмотрена. Кроме водителя, штраф может получить должностное лицо, на которое возложена ответственность за контроль состояния и наличия устройства. Им может быть главный механик организации, ответственный по гаражу, другое лицо, назначенное приказом компании (это зависит от особенностей конкретной организации).
Для индивидуальных предпринимателей ответственность согласно ч. 1 ст 20 ФЗ предполагается для водителей, сотрудников, обслуживающих прибор или разрешающих работу с ним. Если у ИП нет тахографа или он не соответствует требованиям, наказание не предусматривается.
Если прибор сломан или работает плохо. По ч. 1 ст 11.23 КоАП РФ данная ситуация приравнивается к отсутствию прибора, что предусматривает ответственность, аналогичную описанной выше.
К неисправностям также относятся:
- умышленная блокировка, изменения в настройках или оборудовании;
- фальсификация фиксируемой информации и др.
Важно! Штраф за неработающие тахографы не полагается, если поломка была обнаружена в течение рабочего дня. От ответственности освобождается и водитель, и должностное лицо.
Согласно Разделу 2 п. 4 Приказа РФ № 273 выполнять какие-либо действия с тахографами, включая калибровку, имеют право только специальные мастерские, которые допускаются к данному виду работ посредством получения специального разрешения. Периодичность проведения процедуры — каждые 3 года (п. 12 Приказа РФ № 273).
Обратите внимание! Некоторые модификации приборов не предусматривают выполнение калибровки.
Если водитель транспортного средства нарушил установленный график по режиму работы или отдыха, штраф по ч. 2 ст. 11.23 составит 1–3 тыс. руб на 2018 г. На должностное лицо в этом случае он не распространяется.
Штраф за езду без карты водителя также определяется ст. 11.23, поэтому сумма та же — 1–3 тыс. руб., однако наказание предусмотрено и для должностного лица, допустившего водителя к работе без карточки.
Максимальная сумма взыскания полагается при повторных нарушениях.
Если оплату произвести в течение 20 дней после предписания, скидка составит 20 процентов.
Важно! На прохождение оплаты требуется около 3 дней, поэтому погашение штрафа лучше не откладывать до последнего.
Организацией, уполномоченной проверять транспортные средства с тахографами, является ДПС (ГИБДД) или Ространснадзор (транспортная инспекция). Они имеют право обязать водителя распечатать информацию с прибора, проверить карту, а если определены нарушения, то могут оформить и штраф.
Выписывается постановление об административном правонарушении сотрудником Госавтоинспекции при остановке и после обнаружения нарушения на основании составленного штрафного протокола.
Оповещение нарушителя может прийти:
- По почте заказным письмом с уведомлением.
- В Личный кабинет портала Госулуги, если водитель на нем зарегистрирован.
Документ, отправленный в электронном виде, подкрепляется электронной цифровой подписью, имеющей такую же юридическую силу, как и обычная мокрая печать.
Многие водители сталкиваются с тем, что письмо не приходит. В таком случае сведения можно отследить самостоятельно через интернет, воспользовавшись системами автоматического поиска (требуется ввести номер водительского удостоверения, номер автомобиля). Также водитель может проверить наличие штрафа по своему авто, если:
- зарегистрируется на портале Госуслуги;
- приедет в ГИБДД;
- воспользуется СМС-функцией, отправив запрос на номер 7377 с сообщением «сервисрег» или «servicereg»;
- позвонит по телефону в ближайшее отделение.
Можно также периодически заходить на почтовое отделение по месту прописки и проверять наличие нужного письма.
Важно! Если штраф не оплачен, сумма взыскания может удвоиться.
Способов перечисления средств для оплаты штрафа за отсутствие или неисправность тахографов в 2018 году много. Главное условие — платежная система должна быть подключена к Госсистеме государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) для того, чтобы деньги перешли к нужному адресату. Чтобы произвести оплату, нужна квитанция, в которой указывается номер постановления. Основные методы оплаты:
- Банк. Минус в том, что не все банки производят нужные перечисления для ГИБДД, это нужно уточнять в отделении.
- Сайт ГИБДД.
- Официальный сайт Госуслуг.
- Интернет-сервисы — WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI-кошелек, Деньги@mail.ru.
Электронный перевод можно выполнить через ПК или смартфон, имеющий выход в интернет, или терминалы, установленные во многих общественных местах. Плюсы — скорость, отсутствие очереди, доступность; минусы — комиссия и отсутствие ответной информации о прохождении средств.
Чтобы предотвратить начисление пени и удостовериться в покрытии задолженности, спустя несколько дней после оплаты следует обратиться в ГИБДД для проверки перевода по платежу.
После получения уведомления у оштрафованного физического лица есть 10 дней на обжалование. Затем в течение 60 дней штраф должен быть оплачен.
Если указанный период просрочили и после вынесения постановления прошло 90 суток, а оплата не произведена, материал переходит судебным приставам, которые должны решать вопрос принудительного взыскания.
Срок давности по административному правонарушению составляет 2 года. По его истечению, как правило, взыскание аннулируется.
Если гражданин не согласен с предписанием, в выделенный для обжалования срок он должен обратиться в:
- подразделение ГИБДД, которое выносило предписание;
- прокуратуру;
- суд.
Важно! Запись о несогласии с нарушением в протоколе нужно оставить до того, как поставить в нем свою подпись.
Если заинтересованный в соблюдении законов гражданин определил, что транспортное средство не имеет тахографа или он неисправен, обнаружен факт фальсификации данных, он имеет право сообщить о нарушении с целью устранения нарушения. Так как службами, контролирующими тахографы и все, что с ними связано, является Госавтоинспекция и Ространснадзор, то обращаться следует к ним в отделение, находящееся по месту определения нарушения.
Доступные способы обращения:
- лично;
- заказным письмом;
- в электронном виде.
Если заявление пишется на бумаге, тогда можно использовать образцы, где указана примерная последовательность изложения информации, подсказки по данным, которые обязательны. Если обращение было устным, заявителю могут перезвонить для возможного уточнения информации по делу. К такой информации относится:
- дата, время определения нарушения;
- место;
- сведения по автомобилю (госномер, марка и модель);
- нарушенный пункт ПДД;
- статья по КоАП РФ, по которой положено наказание.
При обращении полезной будет информация о факте нарушения: видеозапись на диске, распечатка с прибора.
При онлайн-обращении следует зайти на страницу официального сайта ГИБДД — www.gibdd.ru/letter/. Необходимо заполнить анкету с личной информацией: регион, Ф. И. О. заявителя, контактный номер телефона, адрес электронной почты и сам текст обращения.
Обратите внимание! Заявить анонимно о нарушении не получится. В некоторых случаях придется давать и показания в качестве свидетеля.
В 2018 году появились новые требования, что отражено в Приложении 2 Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 г. с изм. 2017 г. Цель нововведений — повышение уровня безопасности на дорогах, бдительности водителей и стимуляции к осторожному вождению. По Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. с изм. 2018 г. новым стало следующее:
- С января 2018 г. аналоговые тахографы должны быть заменены на цифровые, с блоком цифровой криптозащиты информации (ЦКЗИ). Заменяться прибор должен через 3 года.
- Обязывают устанавливать приборы на автобусы, задействованные в коммерческих пассажирских перевозках при наличии более 8 мест для сидения. Для тех автобусов, которые выполняют рейсы по пригороду, крайний срок — 01.07.2018 г., а через год должны быть оснащены и пассажирские городские ТС.
- Установка требуется для грузовиков грузоподъемностью более 3,5 т.
- Требования по цифровым тахографам не касаются перевозчиков, задействованных в международных перевозках (если у них на борту стоит устройство аналогового типа, соответствующее стандартам ЕСТР).
Таким образом, если нет цифрового прибора, соответствующего установленным требованиям, выписывается штраф (стоимость описана выше). Если нарушение повторное, он увеличивается.
В будущем планируется только ужесточение мер. Вот некоторые из поправок, которые переданы на рассмотрение:
- Введение дополнительных санкций для ИП и юр. лиц по нарушениям ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ за эксплуатацию, которая не соответствует законам РФ, что подразумевает оформление штрафа без нужного тахографа в размере 50– 100 тыс. руб.
- Уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 5 лет для руководителя организации в случае допуска в рейс машины с тахографом, который не соответствует требованиям.
- Уголовная ответственность для руководителей тахографических мастерских, которые продают и устанавливают несоответствующие требованиям устройства.
Следует ждать более жестких мер для коммерческих перевозок, осуществляющихся без использования средств фиксации и контроля данных.
Ответственность не может быть предписана, если ее нет. Это простое требование, которое должны усвоить лица, использующие в работе цифровые фиксаторы данных по контролю авто в рабочее время. Перечень требований состоит из следующих пунктов:
- Установить цифровой тахограф. С 1 января 2018 года штрафы ГИБДД применяются при наличии аналоговых приборов, которые теперь решили заменить на цифровые. Если стоит вариант международного образца и есть соответствующая лицензия, переустановка не требуется. Главное, чтобы он был занесен в реестр ФБУ «Росавтотранс».
- Начинать работу при исправном устройстве, до этого ввести его в эксплуатацию должна уполномоченная на данный вид работ мастерская.
- Выполнять плановые проверки, а при обнаружении сбоев — внеплановые.
- Соблюдать установленное время для труда и отдыха.
- Соблюдать правила пользования водительскими картами, рекомендованными производителями: не допускать сгибов, загрязнения, других факторов, которые могут привести к некорректной работе.
- Отслеживать изменения в законе относительно тахографов, проверять таблицы штрафов на изменения.
Важно! Российские тахографы за пределами страны использовать запрещено законом.
Данные требования простые. Главное — быть внимательным к устройству и нормам к нему, и тогда у ГИБДД или транспортной испекиции не будет повода штрафовать водителя или физ. лицо.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.