Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств

Самое важное по теме: "содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательству

Детство – значительная веха человеческой жизни. Одной из важнейших задач государства считается обеспечение благополучного существования детей в социуме. Права ребенка в семье регулируются как на федеральном, так и на международном уровне. В законодательстве РФ закреплены права и обязанности несовершеннолетних граждан в качестве свободных участников взаимоотношений членов семьи, что обусловлено принципами Конвенции ООН о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г.

Документы разного уровня, содержащие перечень прав ребенка в семье:

  • Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholderКонституция РФ;
  • Кодексы;
  • Федеральные законы (далее — ФЗ).

Персональные права и свободы ребенка в семье подробно раскрыты в Семейном Кодексе (далее — СК), утвержденном в 1995 г., и ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В последнее время законодательство, регулирующее вопросы предоставления и реализации детских прав, обязанности и ответственность родителей по воспитанию ребенка, подвергается существенным преобразованиям:

  • неоднократно вносились поправки и создавались новые редакции ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • в 1992 г. принят ФЗ №12 «Об образовании», новая редакция – в 1996 г.;
  • в связи с внесенными изменениями были переработаны Жилищный и Гражданский процессуальный кодексы;
  • установлены особые нормы в Гражданском и Уголовном кодексах.

Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

СК РФ гарантирует возникновение семейных прав ребенка с момента его появления на свет. Ст. 54 СК закрепляет право несовершеннолетних на проживание в семье. Потеря единокровных родителей или утрата ими родительских прав компенсируются помещением ребенка в специальное детское учреждение либо усыновлением. В случае развода и раздельного проживания бывшие супруги самостоятельно решают вопрос о месте пребывания ребенка. При отсутствии родителей интересы детей представляют органы опеки.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В ст. 55 закреплена возможность детей получить информацию о своих близких родственниках независимо от того, находятся они в официальном браке или нет. В законодательстве указано на свободные контакты детей с любыми членами своей семьи — полноценное развитие ребенка зависит от его коммуникаций с бабушками, дедушками, братьями и сестрами.

Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

В ст. 58 представлено право ребенка на обретение имени, отчества и фамилии, которые даются ему при получении свидетельства о рождении. Мать, не находящаяся в браке, вправе настаивать на установлении отцовства. Изменение имени и фамилии ребенка допускается с согласия родителей по достижении подростком 14 лет. Это право установлено ст. 59 СК.

Согласно ст. 57, детям предоставляется право на свободное высказывание личной позиции. Позиция маленького гражданина должна приниматься во внимание при рассмотрении дел в судах с 10 лет, например, при:

  • принятии решения о замене персональных данных;
  • восстановлении родителей в правах;
  • назначении опекунства;
  • помещении в приемную семью.

Ст. 60 предусматривает обязанность по обеспечению детей их родителями необходимыми средствами для жизни в рамках семейного бюджета. При получении ребенком алиментов от одного из родителей второй может распоряжаться ими в пользу несовершеннолетнего. То же самое касается пенсий и социальных пособий.

Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Закон устанавливает возможность ребенка иметь личный доход в виде заработка, получить имущество в собственность путем дарения или наследования. Использовать эти средства и управлять ими ребенок может по своему усмотрению. Кроме того, дети имеют право владеть собственностью родителей.

В ст. 56 определяется порядок охраны свобод несовершеннолетнего, осуществляемый его родителями либо опекунами. О наличии обстоятельств, создающих угрозу здоровью и жизни малыша, а также о нарушениях его прав, следует извещать органы опеки. Этот принцип является обязательным для специалистов, работающих с детьми (медиков, педагогов, социальных работников), так как они напрямую отвечают за маленьких граждан. Однако дети не всегда знают, какие у них есть семейные права, и не могут своевременно сообщить о своих проблемах.

Существуют различные методы отстаивания детских прав. Одним из них является возможность обращения в суд для решения вопроса о защите или восстановлении свобод маленьких граждан. Чаще всего один из родителей обращается в суд с исковым заявлением для принудительного взыскания с другой стороны алиментов на содержание ребенка.

Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Эффективный способ защиты детей в семье — обращение в такие органы, как полиция, прокуратура, органы опеки, действующие в границах своей компетенции. Полиция может способствовать исполнению судебных решений, а также заниматься розыском должников и иных обязанных лиц. Большую роль играет индивидуальная работа с родителями, плохо исполняющими обязанности. Комиссия по делам несовершеннолетних занимается предупреждением правонарушений и безнадзорности, социальной реабилитацией детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, выявляет и пресекает случаи вовлечения детей в плохие компании.

Органы опеки и попечительства занимаются выявлением детей, потерявших родителей, ставят их на учет, выбирают виды устройства и контролируют условия жизни в последующем. В последние годы возрастает значение нового института – уполномоченного по правам ребенка в отдельных регионах страны (рекомендуем прочитать: уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации). Он осуществляет контроль за соблюдением законных свобод детей и пресекает их нарушение.

Законом предусматривается ответственность родителей и официальных лиц за несоблюдение прав детей и ненадлежащее исполнение обязанностей по их обеспечению и воспитанию. Например, основанием для лишения родительских прав считается негуманное обращение к ребенку.

Читайте так же:  Как добиться отмены ограничения родительских прав

Неисполнение обязанностей по содержанию несовершеннолетних влечет за собой административную ответственность, а присоединение к этому жестокого обращения — уголовные санкции (ст. 156 УК).

Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Законодательство РФ создает возможности для охраны прав и свобод несовершеннолетних граждан страны. Основными гарантами безопасности детей являются их родители или опекуны, которым следует знать, что защита прав детей является их прямой обязанностью. При нарушении свобод в процесс защиты вмешиваются государственные органы и общественные организации.

Права детей по международному и российскому законодательству

право несовершеннолетний неимущественный законодательный

Женевская декларация, принятая Лигой наций в 1924году, призывает мужчин и женщин всего мира создавать ребенку условия для его нормального духовного и физического развития.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашает право на защиту семьи, естественной и основной ячейки структуры общества, со стороны общества и государства. Этот документ принят в 1948 году и является продолжением идей по правам ребенка, заложенным в Женевской декларации.

Во Всеобщей декларации прав человека перечислены наиболее важные пункты в области права ребенка жить и Воспитываться в семье:

«Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей» (ст.12).

«Материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (ст.25).

У Всеобщей декларации прав человека есть один недостаток: ее нормы не носят обязательного характера, это нормы декларации (декларация – заявление от имени государства с провозглашением основополагающих принципов, а также документ, содержащий изложение этих принципов).

На основе норм Всеобщей декларации прав человека мировое сообщество приняло два правовых документа общеобязательного характера – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966года. Эти два пакта объединяются одним общим названием – Хартией прав человека 1966 года. (Хартия – важный документ, грамота, петиция, послание).

Международные пакты значительно расширяют спектр прав и свобод человека и гражданина ( следовательно и ребенка), по сравнению со Всеобщей декларации прав человека: «Семье должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течении разумного периода до и после родов.» (ст.10 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

Так, например: «Смертный приговор не выносится за преступления совершенные лицами моложе 18 лет и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин» (ч.5 ст.6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

То есть ребенок имеет право на жизнь уже в утробе матери.

«Каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» (ст.24 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) Конвенция о правах ребенка, принятая в 1959году ООН, содержит следующие положения, касающиеся прав ребенка: «Государства участники настоящей конвенции обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст.3.п.2). «Государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключению случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению, определяют … что такое разлучение не обходимо для в наилучших интересах ребенка» (ст.9п.1). Ст.9п.1 применяется в тех случаях, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о его воспитание.

Конвенция о правах ребенка предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входят такие понятия как: Ребёнок – это живое человеческое существо, не достигшее 18 лет. Свобода – отсутствие каких либо ограничений, стеснении в чём-либо. Защита –

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • 1) судебная совокупность процессуальных действий направленных на опровержение обвинения или смягчения ответственности обвиняемого (подсудимого). (Совет. энциклопедический словарь)
  • 2) Охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасностей (Словарь С. И. Ожегова).

Конвенция формулирует свои требованья в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно ещё и потому, что её ратифицировали 180 стран, то есть примерно 90% всех государств. Неслучайно её называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка».

Таковы положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все международные права ребенка объединены общей целью, которая заключается в укрепление правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

Право ребенка жить и воспитываться в семье признано не только международными документами, но и правовыми документами России. Это право является неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного.

Семейный кодекс РФ, принятый государственной думой 8 декабря 1995 года, параллельно с Уголовным кодексом (принятым в 1996году, введен в действие с 1 января 1997года) рассматривают вопросы попечительства, усыновления (удочерения), воспитания детей и уклонение родителей или лиц заменяющих их от своих обязанностей.

Так как каждый ребенок имеет право на воспитание в семье, то при отсутствии родителей он может быть взят на воспитание в приемную семью. (ст. 54, 153, 154, 155, 156, 157 Уголовный кодекс РФ): «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…право на их (родителей) заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями… при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения… право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства…» (ст. 54). Это нормальное явление , так как есть семьи, в которых нет родных детей, а приемные дети могут получить столько любви, ласки, заботы и понимания от приемных папы и мамы. Ведь не зря говорят, что не тот человек настоящий отец или мать, кто дал жизнь ребенку, а тот, кто его воспитал.

Но есть такие люди, которые добившись усыновления (удочерения) ребенка, не исполняют обязанности по его воспитанию: «Не исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены эти обязанности… наказывается…»

Читайте так же:  Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от дтп

Закон остается на страже интересов детей, воспитывающихся как в родной, так и в приемной семьях(ст. 154, 156 Уголовного кодекса РФ, ст. 153, 154, 155 Семейного кодекса РФ)

Дети – это будущее общества, а обществу далеко не безразлично то, каким будет молодое поколение.

«Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий совершенное родителем наказывается ..» (ст151 п.2 Уголовный кодекс РФ)

«Подмена ребенка совершенная из корыстных или иных низменных побуждений наказывается…»(ст.153 Уголовный кодекс РФ )

«Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей передачей их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются…»(ст. 154 Уголовный кодекс РФ )

Статья 155 Уголовного кодекса РФ запрещает Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя

Закон пытается уменьшить страдания ребенка, обеспечив воспитание ребенка матерью или отцом, но не лишая возможности обоих родителей общаться с ребенком, помогать ему и быть в курсе всех проблем ребенка:

«Ребенок имеет право на общение с обоими родителями. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка…» (ст.55 Семейный кодекс РФ)

«Ребенок имеет право на получение содержание от своих родителей в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего кодекса» (ст.60 п.1 Семейный кодекс РФ) «…обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства… по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.» (ст.163 Семейный кодекс РФ)

Но, родители лишенные родительских прав теряют все права, в том числе «…право на получение от него содержания (статья 87 настоящего кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.» (ст. 71 п.1) в тоже время «лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка» (ст.71 п.2).

Таким образом закон стоит на страже интересов родителей и детей, стремится сделать все возможное для решения всех проблем и вопросов, связанных с правом ребенка жить и воспитываться в семье.

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

1. Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка…………………………………………………………………………. 4

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений………………………………………………………………………..6

В этом реферате я рассмотрю основные вопросы взаимоотношений между родителями и детьми в контексте соблюдения прав ребёнка.

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13

Основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т. е. личные и производственные от них имущественные отношения, возникающими между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Целью моей работы является изучить защиту прав ребенка в семье.

1.Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”, и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Читайте так же:  Забрать заявление из загса на регистрацию брака как это сделать

Однако время и положение детей – будущего всего человечества –

потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих

декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи,

учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением

ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения

Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность

за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или

присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально- депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.

В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического

значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на

нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на

образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся,

“ 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, . на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в

соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

“ 9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные

образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные

образовательные учреждения органами управления образованием только с

согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого- педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения

осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“ Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим

занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. (. )

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

2. Семья и права ребёнка

Теперь рассмотрим правовые отношения между родителями и детьми. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке.

Читайте так же:  Как правильно составить иск о разделе имущества супругов после развода образец 2018 года

Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.

Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.

Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием

детей обстоит благополучно. Ежегодно в отделения милиции за различные преступления доставляется свыше 900 тыс. детей, 50 тыс. ребят уходят из семей и попадают в приемники-распределители. Родители обязаны совершать

надзор за несовершеннолетними детьми. Кроме того, родители привлекаются к

ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, не

достигшими 15 лет, в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет отвечают за причиненный вред

сами, на общих основаниях.

Родители являются представителями своих несовершеннолетних детей.

Представительство осуществляется в области семейного права (взыскание алиментов на детей), гражданского права (при совершении гражданско- правовых сделок), гражданского процесса (судебное представительство).

Родители представляют и охраняют интересы своих детей.

По общему правилу родители ответственно относятся к воспитанию своих детей. Но бывает и иначе. Если родители не выполняют своих обязанностей, осуществляют родительские обязанности в противоречии интересам детей, то такое поведение родителей может привести к применению санкции, выражающейся в лишении их родительских прав. Конечно, эта мера крайняя, исключительная.

В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные

правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество.

Итак, суд защищает права и интересы всех членов семьи, обеспечивает

соблюдение прав и обязанностей родителей и детей.

Семейное законодательство предоставляет возможность обращения в суд для предотвращения нарушения прав и интересов детей. Но обращение в суд, на мой взгляд, – это крайняя мера, свидетельствующая о том, что семья распадается, либо находится на грани распада. Поэтому главная задача, стоящая перед супругами, равно как и перед обществом, и государством, сделать все возможное, чтобы эта проблема была разрешена как можно безболезненно и учтены интересы всех сторон участников правоотношений.

Детство – надежда и будущее человечества; ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Но реальное положение дел обстоит так, что Россия, приняв в качестве обязательного для исполнения международного закона Конвенцию по правам ребенка, тут же о ней и забыла.

Ведь законы и подзаконные акты, обеспечивающие выполнение Конвенции и корреспондирующих с ней статей Конституции РФ, если и существуют, то не покрывают поля реальных потребностей. В результате в сферу внимания следственных и судебных органов попадает ничтожно малая доля детей – жертв насилия. Более того, жертвы часто оказываются дважды и трижды жертвами: убежав из интерната, где его избивают воспитатели, ребенок рано или поздно оказывается в комиссии по делам несовершеннолетних и затем – в психиатрической больнице, откуда выпишется вновь в тот же интернат.

Эта репрессивность, как называют её специалисты, подпитывается нынешней криминализацией общества. Опыт показывает, что несоблюдение прав ребёнка в дальнейшем может привести лишь к накоплению критической массы насилия в обществе.

Международная защита прав человека включает в себя важнейшую составную часть – международную защиту прав ребенка. Это обусловлено тем, что детям в силу умственной и физической незрелости необходимо обеспечить особую защиту. Более того, исторически сложилось так, что социальный статус ребенка ниже, чем у взрослых. Еще два века назад дети мире подвергались всем видам наказания, вплоть до смертной казни. И в наши дни фиксируется множество случаев злоупотребления этим статусом детей, поэтому сегодня международная защита детей относится к глобальным проблемам человечества.

На мировом уровне вопрос о необходимости регулирования прав детей решался после Первой мировой войны. В 1919 г. в Лиге Наций был создан Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, проституции и торговли детьми.

В 1924 г. в Женеве Пятой Ассамблеей Лиги Наций была принята Декларация прав ребенка, состоявшая из пяти принципов международно-правовой защиты детей:

  • 1. ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;
  • 2. голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
  • 3. ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
  • 4. ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
  • 5. ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения Декларация прав ребёнка, была принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс»..
Читайте так же:  Как продать свою долю в квартире

Главной идеей Женевской Декларации 1924 г. была обязанность всего человечества заботиться о детях.

До 1945 г. появлялись новые международные документы, касающиеся отдельных сторон защиты детей: Конвенция о рабстве 1926 г.; Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.; Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве и др.

По мнению Р.М. Валеева, «фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяют сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в указанный период не существовало» Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник (под ред. Р.М. Валеева). Статут. 2011. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

После Второй мировой войны начала формироваться современная система международно – правовой защиты детей, в ОНН выделилось особое направление: ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), также этой проблемой занимаются специализированные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены».

В Декларации закреплены такие важные принципы, как:

Однако, вследствие рекомендательного характера, данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей.

20 ноября 1989 г . Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международный акт в области защиты прав детей – Конвенцию о правах ребенка. Это первый документ, в котором регламентированы не только права ребенка, но механизм контроля за государствами-участниками по соблюдению Конвенции.

Основные положения Конвенции по механизму таковы:

«Кроме того, в статье 17 Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Государства – участники конвенции обязались, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей» Калинкина М.Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время). Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс».

Итак, общая цель Конвенции заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семье. Многие авторы отмечают особое место Конвенции среди дургих международных актов по правам детей. Так, С. Сорокин отмечает: «…не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье» Сорокин С. «Конвенция ООН «О правах ребенка». Российская юстиция. 1999, N 6 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант».. Также эта Конвенция предлагает формулировку понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конвенции 1989 г., в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка. С 1991 г. в Женеве работает Комитет по правам ребенка – группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.

Защита интересов детей закреплена в международно-правовых актах универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.

Принципы недопустимости дискриминации, наилучшего обеспечения интересов ребенка, свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие, особой защиты и охраны детей отражены в следующих международных документах: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г.; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся здоровья и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, 1986 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г.; Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.

Изображение - Содержание основных прав ребенка в семье и их защита по российскому и международному законодательств 4596
Автор статьи: Егор Зорин

Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here