Виды тарифных льгот и порядок их предоставления

Самое важное по теме: "виды тарифных льгот и порядок их предоставления" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст.27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:

– живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране);

– продукция морского промысла;

– товары, произведенные из этой продукции,

А под достаточной переработкой товара понимаются:

– операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков;

– выполнение правила адвалорной доли, то есть если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших уча­стие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной про­дукции;

– выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки тамо­женной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты, при­меняются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран – пользователей преференциями утвержден По­становлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1057 (в ред. от 25 января 1999 года). Эти страны подразделяются на две группы:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) наименее развитые страны, товары из которых не облагаются та­моженными пошлинами;

2) развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки.

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

– полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

– частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

– возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможен­ным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Приведем случаи предоставления основных тарифных льгот при по­мещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под та­моженным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

При помещении товаров под таможенные режимы свободной тамо­женной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении опре­деленных видов товаров (перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599).

2 Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей Данная льгота применяется к временно ввезенным или вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта товаров из России. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №123; в ред. от 24 августа 2002 года) в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных то­варопроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.

Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.

Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст.32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст.34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

Рекомендуемая литература;

1. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: ИН-ФРА-М-НОРМА, 1997.

2. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996.

3. Козырин А.Н. Комментарии к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М., 1997.

4. Бобков В. Б. Таможенное законодательство Российской Федерации: Сборник. М.: АО «Терминал А.Г.», 1993.

5. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997.

6. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. СПб.: СПб. им. В. Б. Бобкова, филиал РТА, 1996.

Читайте так же:  Развод без согласия одного из супругов

7. Международное торговое право: расчеты по контрактам: Сборник междунар. документов и комментарии: Уч. и практ. пособие / Сост. Т.П. Лазарева. М.: МНИП, 1996.

8. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. Ill: Экономическая деятельность таможенных органов / Науч. ред. В.М. Крашенинников. М.: РИО РТА, 1996.

9. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1997.

10. Семенихин М.В. Таможенные льготы и современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации / Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник науч. трудов. Ч. 1. М.: РИО РТА, 1997.

11. Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи: Уч. пособие. М.: РИО ТРА, 1995.

12. Таможенный тариф Российской Федерации: Актуализированный по состоянию на 1 января 2002 года. М.: ГТК России, 2002.

Нормативно-правовые акты:

1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.

2. Закон РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 24 декабря 2002 года) // Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, Ns 23. Ст. 821.

3. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей» // Собрание законодательства РФ, 2000, №34. Ст.3478.

4. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года №856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» // Российская газета, 1992, 19 ноября.

5. Приказ ГТК России от 19 апреля 1994 года №145 «Об информационном обеспечении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей» (в ред. от 28 мая 1999 года).

6. Приказ ГТК России от 16 января 1997 года №17 «О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот» (в ред. от 15 января 1998 года) // Закон, 1997, №9.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года №814 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (в ред. от 30 сентября 2002 года) // Российская газета, 2000, 2 марта.

8. Приказ ГТК России от 30 ноября 1999 года №830 «О предоставлении тарифных преференций» (в ред. от 10 марта 2000 года) // Таможенный вестник, 2000, №8.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основания классификации таможенных льгот.

2. Существуют ли льготы в отношении проведения таможенного досмотра? Если да, то к кому они применяются?

3. Перечислите виды таможенных платежей.

4. От каких видов таможенных платежей освобождены консульские пред­ставительства при пересечении ими таможенной границы России?

5. Что служит основой для предоставления таможенно-тарифных льгот?

6. По каким основаниям товар может быть освобожден от уплаты акциза?

7. На какие виды товаров установлен налог на добавленную стоимость в размере 10%?

Тема 7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

Вопросы:

1. Понятие, характеристика и цели ведения таможенной статистики внешней торговли. Ее содержание и структура. Специальная таможенная статистика. Региональная статистика.

2. Характеристика Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению.

18. Тарифные льготы: понятие, виды, случаи освобождения.

Тарифные льготы – освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Тарифные льготы применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств в области исследования и использования космического пространства.

При ввозе на таможенную территорию от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки;

2) продукция морского промысла судов государств ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств ТС;

3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств ТС или их законодательства;

4) валюта государств ТС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств ТС;

5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

19. Тарифные преференции: понятие, виды, случаи предоставления.

Тарифные преференции – устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

В ТС используется дифференцированный таможенный тариф, со ставками в зависимости от стран.

Существует Единая система тарифных преференций ТС, которая применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – применяются ставки в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Для стран, которым предоставлен РНБ – 100%

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены:

Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

Тарифные льготы используются во внешней политике Российской Федерации как меры контроля торговли с другими государствами. Они имеют несколько разновидностей и отличаются правилами использования.

Изображение - Виды тарифных льгот и порядок их предоставления proxy?url=https%3A%2F%2Fgovcare.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2FVidy-tarifnyh-lgot-i-poryadok-ih-predostavleniya

Сущность тарифной льготы раскрывается в Законе «О таможенном тарифе». Это привилегия, предоставленная на международном уровне второй стороне относительно товара, перевозимого через границу. Это вид льготного налогообложения, уменьшающего ставку таможенной пошлины.

Читайте так же:  Каковы риски при покупке квартиры, полученной продавцом в наследство

ВНИМАНИЕ! Не следует путать понятия таможенная льгота и тарифная льгота, так как первое шире и включает второе наравне с другими формами привилегий.

Важные особенности тарифной льготы:

  • Отражается в нормах таможенного права страны или в межгосударственном договоре. Договорная норма имеет большую силу согласно принципу преимущества международного права.
  • Устанавливается как односторонняя мера или в качестве взаимной уступки партнеру.
  • Носит характер политического воздействия на ассортимент ввозимых и экспортируемых товаров.
  • Распространяется на всех участников свободной торговли. Если член таможенного союза (ТС) собирается ввести подобные привилегии для товаров, ввозимых некоторыми участниками, он должен предложить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) алгоритм регулирования их использования. Только одобренные преференции имеют силу.

Сейчас в торговых отношениях между РФ, государствами СНГ и другими участниками договора выступает Евразийская экономическая комиссия, следящая за исполнением решений ТС относительно ставок таможенных платежей и действующих привилегий.

Актуальные виды тарифных льгот перечислены в таможенном законодательстве РФ:

  1. Возврат ранее уплаченной пошлины в момент вывоза объекта.
  2. Освобождение от взимания сбора.
  3. Снижение ставки.
  4. Тарифные квоты.

Этот перечень не является исчерпывающим. В частных случаях могут устанавливаться иные разновидности преференций:

  • Отсрочка или рассрочка, которая является формой налогового кредита. Предоставляется с условием возврата и дополнительной оплаты процентов по ставкам. Решение о предоставлении услуги принимает административный субъект, оформляющий товар.
  • Назначение упрощенного налогообложения посредством назначения единых ставок таможенных платежей и отмена уплаты пошлины для лиц, провозящих объекты, не предназначенные для коммерческих целей. Например, не взимается налог за транспортировку личного автомобиля, материалов технического снабжения, валюты, ценных бумаг, гуманитарной помощи и так далее.

СОВЕТ! Посмотреть исчерпывающий список не облагаемых налогом объектов возможно в ст. 35 Закона «О таможенном тарифе».

Россия предоставляет привилегии для объектов торговли с участниками ТС и бенефициаров РФ в согласно договоренности государств – членов таможенного союза.

Порядок предоставления тарифных льгот зависит от источника договоренности и формы привилегии.

Согласно Договору о ЕАЭС от 2014 года, установлен список тарифных преференций и льгот, для каких стран и в каких объемах они применяются. Соответствие обозначенным в документе условиям определяется:

  • Исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС.
  • Критериями происхождения.
  • Соблюдением принципа прямой закупки и поставки, объект привилегии, перемещаемый через границу, должен быть куплен у лица, оформленного в качестве продавца на территории страны-поставщика. Транспортировку необходимо осуществлять из страны-участника договора без пересечения дополнительных границ.

ВНИМАНИЕ! Для освобождения от оплаты пошлины данные факты необходимо доказать с помощью документов.

  • Наличием актуального сертификата либо декларации о происхождения предмета.

ВАЖНО! Документ необходимо заполнить в соответствии со стандартом оформления.

Стороны ввоза и вывоза товара должны соблюдать правила административного взаимодействия.

Для некоторых субъектов торгово-политических отношений с РФ применяются следующие условия предоставления тарифных привилегий:

  • Для принятия товаров из стран СНГ и Грузии нужен сертификат по форме СТ-1.
  • Представители Сербии оформляют сертификат по форме СТ-2.

В зависимости от вида таможенных льгот, применяются нормы:

  • Возврат совершается при реимпорте и вывозе предмета за пределы зоны ТС.
  • В отношении некоторых объектов, привозимых с территорий третьих стран, назначаются тарифные квоты.
  • Отмена уплаты таможенных пошлин или снижение ставки актуально для товаров, поступающих в рамках некоторых процедур или попадающих под действие договоренностей.
  • Отсрочка и рассрочка применяется к юрлицам, которые ранее не нарушали условия оплаты пошлины.

Подобная преференция является одним из способов регулирования внешнеторговых отношений государства. Поэтому разновидности привилегий и условия их предоставления в отношении ввозимых и вывозимых товаров носят непостоянный характер и меняются в соответствии с политической ситуацией.

Виды тарифных льгот. Порядок предоставления тарифных льгот.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу РФ в виде:

  • – установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
  • – освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
  • – происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
  • – происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Предоставление тарифных льгот допускается также в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

  • – ввозимых и (или) вывозимых временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК РФ;
  • – вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями РФ;
  • – вывозимых в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд РФ;
  • – ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ.

Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС и (или) России льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС, в виде:

1. освобождения от уплаты пошлины;

2. снижения ставки пошлины;

3. возврата ранее уплаченной пошлины.

Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство – член ТС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, то вносит в ЕЭК предложение по механизму контроля использования ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств – членов ТС. Льгота применяется государством – членом ТС в случае согласия ЕЭК с предложенным механизмом контроля использования ввозимых товаров.

Читайте так же:  Как оформить арест на автомобиль при разводе

Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве стран, так и на международном праве. Это справедливо и к российской теории и практике в области правил, порядка и условий применения тарифных льгот.

В соответствии с ТК ТС виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются 74-й статьёй кодекса или международными договорами государств-членов Таможенного Союза. Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «О едином таможенном тарифном регулировании» от 25 января 2008 года определены принципы применения единого таможенного тарифного регулирования на территории государств-членов Таможенного Союза. В том числе применение освобождения от уплаты таможенных пошлин, перечень категорий товаров, а также случаев их освобождения от уплаты таможенных пошлин. При этом пунктом 2 статьи 6 соглашения определено, что предоставление тарифных льгот в иных случаях, об их унификации либо применение в одностороннем порядке, Правительство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации договорятся дополнительно.

Согласно статье 2 протокола о предоставлении тарифных льгот, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация договорились о том, что с даты предоставления комиссии Таможенного Союза полномочий по введению единого таможенного тарифа, применение тарифных льгот при ввозе товаров на таможенной территории государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации или на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного Союза в рамках Евразийского экономического сообщества, в случаях, не предусмотренных статьёй 5 и статьёй 6 соглашения, осуществляется исключительно на основании решения комиссии Таможенного Союза, принимаемых консенсусом.

Принципиально новые для Российской Федерации были установлены следующие тарифные льготы: в отношении двигателей, запасных частей и оборудований, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских, пассажирских самолётов иностранного производства. В отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства-участника Таможенного Союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства-участника Таможенного Союза в соответствии с законодательством этого государства-участника Таможенного Союза.

Однако отсутствие определённого комиссией Таможенного Союза или законодательством Российской Федерации порядка освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении указанных товаров, лишает таможенные органы надлежащей правовой основы для эффективного администрирования данных тарифных льгот.

Данный вопрос обсуждался на состоявшейся 1 октября 2010 года рабочей встрече руководителей таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. И было признано необходимым, разработать единый порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза.

В целом за девять месяцев 2010 года сумма льгот по уплате таможенных платежей составила 218 миллиардов рублей, что в 1,6 раза больше аналогичного периода 2009 года.

Также из нововведений можно отметить положение статьи 119 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», определяющий порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещённых в Российской Федерации под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпущенных условно.

Теперь такая уплата может осуществляться как декларантом, так и иным лицом, у которого находятся товары в законном владении.

Тарифные льготы при ввозе из третьих стран на таможенную территорию ТС устанавливаются Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18 от 27 ноября 2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ» в отношении товаров: пп.3 п.3 ст.5 Соглашения от 25.01.2008 «О Едином таможенно-тарифном регулировании»

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств – членов ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию ТС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаютсяп.1 ст.6 Соглашения от 25.01.2008 «О Едином таможенно-тарифном регулировании» :

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

2) продукция морского промысла судов государств – членов ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств – членов ТС;

3) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств – членов ТС или их законодательства;

4) валюта государств – членов ТС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств – членов ТС;

5) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

6) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

7) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

8) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

9) товары, подлежащие обращению в собственность государств – членов ТС, в случаях, предусмотренных их законодательством.

10) а также моторные транспортные средства, предметы материально-технического снабжения и другие установленные решением МежгоссоветаЕврАзЭС № 18 от 27.11.2009 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ».

Тарифные льготы при вывозе с территории РФ устанавливаются Законом РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 г «О таможенном тарифе» (действует в части, не противоречащей таможенному законодательству ТС). В соответствии со ст. 35 этого закона от таможенных пошлин освобождаются:

Читайте так же:  Как возложить, исполнить и получить завещательный отказ

1) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;

2) товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами – членами ТС, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);

3) товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;

4) товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции.

Также по решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:

1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Виды тарифных льгот и объекты освобождения от пошлин

1.2. Объекты освобождения от пошлин…………………………….…….6

2.2. Национальная система преференций……………………………….12

2.3. Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ……. ………….14

2.4. Предоставление тарифных преференций, в отношение товаров, ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП………..…………..18

Таможенным кодексом, Законом «О таможенном тарифе», Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», постановлениями Прави­тельства РФ, а также рядом ведомственных актов, принятых в их раз­витие, предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую тамо­женную границу. При этом таможенные льготы либо предоставляют­ся отдельным категориям граждан и юридических лиц, либо действу­ют в отношении конкретных видов товаров.

Если подвести итог, то можно дать краткое определение преференциям. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

Но при этом предоставление тарифных преференций должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.

Следует различать понятия “таможенная льгота” и “тарифная льгота”. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.

Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название – тарифная льгота).

Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. Формулируя его, законодатель исходит из того, что тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. В соответствии со ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, – конкретное проявление льготного налогообложения.

Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом “О таможенном тарифе” и предоставляются они исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).

Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных в ст. 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот) Закона «О таможенном тарифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.

1.1. Виды тарифных льгот.

В Законе “О таможенном тарифе” закреплены основные виды тарифных льгот:

а) возврат ранее уплаченной пошлины;

б) освобождение от уплаты пошлины;

в) снижение ставки пошлины;

г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ “О таможенном тарифе”, не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.

Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление.

Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Еще одна форма таможенно-тарифной льготы – применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств – участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.

Читайте так же:  Субсидия – что это такое и кому положено субсидирование

Статья 35 занимает особое место в правовом механизме российской таможенной политики – в ней перечислены предусмотренные законом тарифные льготы в виде освобождения от пошлины.

1.2. Объекты освобождения от пошлин.

Объектами освобождения от пошлины являются:

а) транспортные средства, осуществляющие междуна­родные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также пред­меты материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

б) предметы материально-технического снабжения и сна­ряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обес­печения деятельности российских и арендованных (зафрах­тованных) российскими лицами судов, ведущих морской про­мысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;

в) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный вывоз таких предметов на основании международных согла­шений или законодательства Российской Федерации;

г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

д) товары, подлежащие обращению в собственность го­сударства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катас­троф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплат­ных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Рос­сии и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвоз­мездной помощи и (или) на благотворительные цели по ли­нии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;

з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;

и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предна­значенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.

Полный перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».

Законодательством регулируется порядок предоставле­ния тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торговополитических отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

Под преференциями (от лат. praeferre – предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. В рамках ЮНКТАД с 1971 года начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение экономического роста развивающихся стран.

Основной формой торговых преференций являются тарифные льготы. Наряду с ними могут использоваться и другие формы – льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров и т. д. В Законе РФ “О таможенном тарифе” предусматривается установление преференций в виде: 1) освобождения от оплаты таможенной пошлиной; 2) снижения ставок таможенной пошлины; 3) установления таможенных квот.

Под режим преференциального ввоза могут помещаться, во-первых, товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вторых, товары, происходящие из развивающихся стран – бенефициаров российской национальной системы преференций.

Законом “О таможенном тарифе” установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.

Цель предоставления тарифных льгот, предусмотренных ст. 37, успешная реализация торговой политики Российской Федерации.

Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного кодекса, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных режимах идет речь. Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные режимы: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.

При осущест­влении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошли­ны, снижения ставки пошлины и освобождения в исключи­тельных случаях от пошлины в отношении товаров:

ввозимых на таможенную территорию Российской Фе­дерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможен­ных режимов, установленных ТК;

вывозимых в составе комплектных поставок для соору­жения объектов инвестиционного сотрудничества за рубе­жом в соответствии с межправительственными соглашения­ми, участником которых является Россия;

вывозимых с таможенной территории Российской Фе­дерации в пределах объемов поставок на экспорт для феде­ральных государственных нужд, определяемых в соответст­вии с законодательными актами;

ввозимых на таможенную территорию Российской Фе­дерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотрен­ных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным ор­ганом в соответствии с законами Российской Федерации.

Изображение - Виды тарифных льгот и порядок их предоставления 4596
Автор статьи: Егор Зорин

Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here