Самое важное по теме: "нарушение прав ребенка – право на защиту" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.
Содержание
Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с ними. Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях.
Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются. Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон. Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.
Дорогие читатели! Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва и область
+7 (812) 627-16-82 Питер и область
Остальные регионы>>
Это быстро и бесплатно !
К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.
Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детишек, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Основными считаются следующие права ребенка:
- Возможность жизни и развития здоровой личностью.
- Проживать с матерью и отцом.
- Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
- Свободу религии и выражения собственного мнения.
- Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
- Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
- Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
- Получение медицинской и социальной помощи.
- Использовать родной язык и религию родителей.
- Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
- Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
- Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
- Защиту от жестокого обращения и наказания.
- Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
- Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
- Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
- Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
- Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.
До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением.
В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты.
Какие права ребенка чаще всего нарушаются? В большинстве случаев это связано с наказаниями. Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.
Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.
Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.
Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание.
Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.
Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.
Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.
Если, к примеру, маленькому человеку отказали в приеме у врача из-за отсутствия полиса, нарушено его право на медицинское обслуживание.
Малышу уже десять лет, а он проживает в неблагоприятных условиях и не получает образования. Здесь присутствует нарушение права ребенка на образование.
Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания. Ведь все дети имеют имущественные права. При этом, после процедуры лишения, родитель остается должен ребенку оплачивать алименты. Так же за малышом остается право наследования имущества после родителя.
Еще один яркий пример нарушения прав детей, это нецелевое использование средств материнского капитала. Сейчас это довольно актуальная тема, так как программа все еще продолжает свое действие.Согласно ей, все дети семейства имеют право на долю приобретаемого имущества за счет средств государства.
Если условия по закону не соблюдаются, родителя могут привлечь к уголовной ответственности.
На самом деле права детей регламентированы законом. Если происходит их нарушение, виновники обязательно будут наказаны. Только следует четко провести границы.
Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.
Какая ответственность наступает в случае нарушения прав детей
Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано. При этом подать жалобу вправе:
- сам отпрыск;
- мать либо отец;
- другой родственник;
- сосед;
- преподаватель;
- любое другое лицо.
Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности.
Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав. Тогда их отпрыски передаются под опеку государства.
Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет. Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение.
Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права. Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.
Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва и область
+7 (812) 627-16-82 Питер и область
Остальные регионы>>
Основные права детей и их нарушения в Российской Федерации
С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом. Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике. Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков. Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется. Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства.
Основные права ребенка по российскому законодательству и нормам международного права
Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.
В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:
- на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
- на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
- на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
- на выбор и исповедование религии;
- на помощь и защиту государства;
- на социальное обеспечение и здравоохранение;
- на образование и отдых.
За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление. В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.
Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.
Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу
С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.
Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего. Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.
Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье. Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности. Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.
Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.
Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав. Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно. Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться. Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются.
Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками. В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера. В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.
Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.
Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав. Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.
Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.
Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.
Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.
Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.
Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения. В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.
Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.
Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.
Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.
Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:
- Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
- Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
- Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
- Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
- Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.
Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.
Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.
В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.
При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства. Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.
Последние годы о правах ребенка говорится сплошь и рядом. Особенное внимание этому уделяется в образовательных и воспитательных учреждениях. Несмотря на такое усиленное внимание и увеличение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних, они все же нарушаются и, к сожалению, часто.
Защищать своего ребенка обязаны родители, если они не знают, как это сделать или не справляются со своими обязанностями, то должны обратиться в опекунский отдел, где им разъяснят правовые моменты и помогут реализовать необходимый комплекс мер. Дети также, если имеет место нарушение прав ребенка, могут заявить об это, но они не всегда способны понять, что по отношению к ним применяются незаконные меры.
Права детей закреплены законодательными нормами РФ. В главе 11 Семейного кодекса РФ прописаны те права, соблюдение которых регламентируется законом. В этот перечень включены следующие позиции:
Несмотря на наличие подробно описанных в законодательстве прав несовершеннолетних, часто происходит их ущемление. Иногда это может носить разовый характер, от этого нарушения не становятся менее значимыми, но могут быть не такими заметными. Но случается и так, что права ребенка нарушаются систематически. При этом сами дети, хотя и имеют возможность заявить о неправомерных деяниях по отношению к ним, не делают этого. Причиной становится недостаточное знание законодательных основ и просто страх перед наказанием.
Не все несовершеннолетние понимают, что те действия, которые производятся по отношению к ним, нарушают их права. Для разъяснения ситуации надо уточнить, что же понимается под этим понятием. Итак, приведем примеры нарушения прав ребенка:
- Применение насилия. Речь идет не только о физическом или сексуальном насилии, но также и о регулярном моральном давлении, угнетении личности, негативном психологическим влиянием.
- Ограничение общения с отцом или матерью или иными родственниками.
- Сознательное препятствие развитию личности, например, запрет на посещение секций, кружков, дополнительных занятий, не говоря уже о школе.
- Непредоставление своевременной медицинской помощи.
- Лишение свободы передвижения.
- Оставление детей одних дома, что классифицируется как потенциально опасная ситуация.
- Отсутствие заботы, выраженной в пренебрежении нуждами несовершеннолетнего и их обеспечения.
- Попытки незаконной продажи имущества, принадлежащего ребенку.
Основной перечень нарушений не содержит все возможные нюансы, но очерчивает круг наиболее часто встречающихся проблем.
Столетиями применение физического наказания к детям считалось не только необходимым, но и поощрялось на уровне государства и религии. Эти установки вкладывались в голову людей веками, хотя далеко не все положительно относились к таким мерам воспитания. Между тем насилие считается одним из наиболее частых фиксируемых нарушений по отношению к детям. И как это ни прискорбно, но зачастую именно родители применяют подобное воздействие, аргументируя его воспитательными мерами.
Под насилием в этом случае подразумевается:
- Применение физических наказаний.
- Оказание психологического давления.
- Моральное угнетение.
- Угрозы и унижение.
Этот вид нарушения фиксируется не только со стороны родителей. Часто к словесным унижениям прибегают воспитатели и педагоги, а иногда они применяют и более радикальные меры воздействия.
Еще одним распространенным примером несоблюдения прав ребенка является ограничение общения с близкими и родными. Ни для кого не секрет, что статистика разводов в РФ выглядит весьма устрашающе. Довольно часто семьи распадаются уже после того, как в них были рождены дети. И если имущество делится между супругами поровну, то с детьми все гораздо сложнее. Зачастую оба родителя или один из них стремится использовать несовершеннолетних как средство сделать больнее второй стороне. Иногда запрет на общение применяется как мера воздействия при неуплате алиментов.
Малолетние, которые и так страдают от того, что их привычный мир рухнул, становятся оружием в руках взрослых. Невозможность мирно договориться о дальнейшем сосуществовании и общении перетекает в судебные залы, но и их решения не всегда принимаются и выполняются. Родитель, с которым остались проживать дети, старается не только оградить их от общения со второй стороной, но и настраивает против. Ограничения, как правило, распространяются и на остальных родственников со стороны второго супруга, а именно на бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер и т.д.
Несовершеннолетний может и должен общаться со всеми своими родственниками, а особенно с отцом или матерью, после развода. Но ему крайне сложно самому настоять на этом, к тому же сознанием ребенка весьма просто манипулировать, настраивая его в ту сторону, которая нужна действующему опекуну.
Пренебрежение мнением малолетнего. По закону дети могут официально выражать свое мнение, начиная с 10 лет. Это не означает, что ранее родителям не стоит прислушиваться к нему. В этом вопросе важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дети не способны оценить правильность своего мнения, и понять, какие последствия могут быть после его реализации. С другой стороны, решать вопросы, касающиеся судьбы и интересов малолетнего без учета его мнения также неправомерно.
Когда речь идет о необходимости медицинского вмешательства, именно официальные представители могут заявлять о согласии с ним или отказе от него. Отказаться от получения среднего образования по прихоти подростка также нельзя. Но можно и нужно учитывать его склонности и способности при выборе определенного учебного уклона. Очень часто в мечтах придумывают будущее для ребенка, не обращая внимания на то, что он не хочет быть пианистом, а желает заниматься футболом. Его мучают бесконечными посещениями музыкальной школы, несмотря на все его протесты и нежелание.
Мнение малолетнего может касаться и пристрастий в пище, одежде и иных вещах. Взрослые должны учитывать его, но не позволять ребенку навредить своему здоровью неправильным питанием или одеждой не по сезону.
Первым и самым ответственным шагом по отношению к сохранению прав ребенка и защите его интересов считается выявление творящегося беззакония. В большинстве случаев именно из-за несвоевременного обнаружения нарушений и происходят те негативные примеры, о которых мы регулярно узнаем из прессы и телевидения.
Заявить о факте выявленного нарушения может:
- Сам несовершеннолетний.
- Родители, опекуны, попечители.
- Иные родственники.
- Друзья, соседи.
- Воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
- Иные лица.
Заявление подается в органы опеки или полицию. И в том, и в другом случае компетентные органы должны не позднее трех дней навестить семью и разобраться в том, насколько поступившая жалоба основательна. Не всегда удается выявить истину, очень часто с виду благополучные семьи могут годами угнетать ребенка, а он, боясь наказания, молчит об этом.
Первостепенной задачей государства считается сохранение семей, так как именно мама с папой могут дать то, что не под силу иным лицам – любовь. Основываясь на этом, представители органов опеки и попечительства должны приложить максимум усилий к устранению ситуации, если это возможно. При незначительных нарушениях семьи ставятся на специальный учет, им могут выписываться штрафы или применяться иные незначительные меры наказания, для того чтобы взрослые осознали неправильность своего поведения и скорректировали его. Нарушителям дается определенное время на исправление ситуации, в течение которого за ними производится постоянный надзор.
Не во всех ситуациях могут применяться столь мягкие меры, иногда детей приходится изымать в экстренном порядке, но это не значит, что шансов на восстановление семьи нет. К нерадивым родителям может применяться определенное воздействие, в том числе административная ответственность.
В ряде случаев совершенное беззаконие влечет уголовное преследование. Оно может быть выражено штрафами, отбыванием наказания в тюрьме или колонии поселении, но, главное, оно сопряжено с лишением осужденного права временно или постоянно заботиться о детях.
Ушемление и нарушение прав несоверщенно летнего ребенка статья
И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь. Права ребёнка в подробностях Защита детей — прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням. Основные из них — Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Законодательством зафиксировано, что понятие «ребёнок» подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.
Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова.
Нарушение прав ребенка в современном мире: примеры, ответственность
И далее мы подробнее коснемся тех прав, которые даны именно несовершеннолетним. Право жить и воспитываться в семье 54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием.
Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.
При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным.
Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет.
Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового. В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.
Ответственность родителей за несовершеннолетних детей
Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию. В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ. Право на защиту Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц. Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.
В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно — когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей.
Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко — если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений. В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.
Права ребенка и их защита
Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:
– какие права имеет ребенок, только родившись;
– от кого нужно защищать ребенка;
– какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
– кто обязан защищать права ребенка;
Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Ребёнок имеет право на семью.
Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
Ребёнок имеет право на равенство.
Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребёнок имеет право на собственное мнение.
Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
Ребёнок имеет право на получение информации.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребёнок имеет право на отдых и досуг.
Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,
Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:
1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
От кого нужно защищать ребенка?
В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.
С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.
К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.
Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.
Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социализация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичные нарушения прав таких детей – невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.
Кто обязан защищать права ребенка?
В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.
Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).
Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.
Родитель, приемный родитель, опекун.
Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).
Органы опеки и попечительства.
При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.
Комиссия по делам несовершеннолетних.
Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.
Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.
Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.