Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок

Самое важное по теме: "устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок" с комментариями профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: основные формы, порядок

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fvsemobrake.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2Fkate

Если о детях не заботятся родители, им нужна поддержка:

  • Постоянная – до их совершеннолетия. И даже некоторое время после этого – так как они начинают самостоятельную жизнь без той материальной и иной поддержки, которую обычно оказывают родители.
  • Временная – те меры, которые нужны в период, пока решается дальнейшая судьба детей. Это может занять долгое время – часто воспитанники остаются в интернате вплоть до самого совершеннолетия.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей – задача органов опеки и попечительства. Применяются разнообразные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основная их задача – дать возможность детям расти в окружении семьи, будучи усыновлёнными либо подопечными.

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fvsemobrake.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fdeti-bez-popecheniya-roditelej

Усыновителям и опекунам выдвигаются определённые требования. Обязательно требуется:

  • здоровье и материальные ресурсы, позволяющие воспитывать приёмных детей;
  • отсутствие судимости;
  • также не допускается назначение тех, кто до того лишался родительских прав, отстранялся от опекунства;
  • базовая подготовка по основам педагогики, психологии, права (такая подготовка не является обязательной, если усыновителями или опекунами будут родственники).

Допускается отступление от этих требований, если такое отступление соответствует интересам несовершеннолетнего. Например, зачастую предпочтительнее оставить ребёнка у родственников, даже при наличии кандидатов, которые лучше обеспечены материально.

Ребёнка, оказавшегося без присмотра родителей, можно поместить в детское учреждение:

  • до 3 лет – в дом ребёнка;
  • дошкольного и начального школьного возраста – в детские дома;
  • старшие воспитываются в школах-интернатах.

Оставшиеся без семьи воспитываются также в кадетских, суворовских, нахимовских училищах.

Дети, которые отстают в развитии или которым нужно лечение, направляются в специализированные интернаты, санатории.

В неотложных случаях малолетнего может временно принять центр социальной реабилитации или приют. Далее эти дети направляются в другие детские учреждения.

Детские учреждения бесплатно обеспечивают воспитанников всем необходимым, занимаются их воспитанием, дают им образование. Законными представителями несовершеннолетних, которые воспитываются в детских учреждениях, выступают органы опеки.

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fvsemobrake.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fustrojstvo-detej-v-detskie-uchrezhdeniya

Помещение в детское учреждение рассматривается как временная мера. Пока несовершеннолетний воспитывается в детском учреждении, органы опеки ведут для него поиски семьи. Кроме непосредственной работы органа опеки с кандидатами, составляются федеральные и региональные базы данных, хранящие информацию о детях, ищущих новую семью, и о тех, кто желал бы быть усыновителем или опекуном.

Усыновление – наиболее желательная форма устройства беспризорных детей. Ведь усыновляя ребёнка, его принимают в новой семье на тех же правах, что и собственных детей. Практически нет разницы между родными детьми и усыновлёнными (кроме случаев, когда усыновление отменяется). Тайна усыновления (ст. 139 СК) препятствует установлению пусть даже неформальных различий.

Усыновление производится в судебном порядке. При этом усыновить ребёнка старше 10 лет можно только при его согласии.

Усыновлённые пользуются всеми правами родных детей и несут такие же обязанности не только до наступления совершеннолетия, но и впоследствии. В частности, они, наравне с родными детьми, наследуют после усыновителей, обязаны заботиться об усыновителях, если те стали нетрудоспособными.

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fvsemobrake.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fusynovlenie

Усыновление возможно отменить судебным решением, если усыновители:

  • не выполняют своих обязанностей;
  • жестоко обращаются с усыновлённым;
  • злоупотребляют предоставленными им правами;
  • больны наркоманией или хроническим алкоголизмом.

Усыновление отменяется судом и в других случаях, когда оно не в интересах усыновлённого.

При невозможности или нецелесообразности усыновления, несовершеннолетнему можно назначить опекуна (до 14 лет) или попечителя (старше 14 лет). Опекун управляет имуществом подопечного, выступая его законным представителем, защищает его права и интересы. Орган опеки, назначая опекуна, может ограничить его полномочия, исходя из интересов несовершеннолетнего.

Опекунов назначает орган опеки. Если ребёнку больше 10 лет, назначать опекуна без его согласия нельзя.

Если усыновлённые приравнены к родным детям, то отношения опекуна и подопечного ограничиваются периодом опекунства.

У подопечного может иметься своё собственное имущество, и опекун обязан заботиться о его сбережении и разумном использовании. Обо всех своих действиях с имуществом воспитанника опекун отчитывается в установленные сроки.

При опеке и попечительстве подопечные сохраняют выплачиваемые на их содержание алименты и другие причитающиеся им выплаты.

Опека и попечительство могут быть:

  • безвозмездными (эта форма обычно используется, если опекун – родственник ребёнка);
  • на договорной основе, когда орган опеки заключает договор, предусматривающий вознаграждение опекуну.

Опекунство часто становится первым этапом на пути к усыновлению. Ведь судебный порядок усыновления – довольно непростая процедура (что естественно – усыновление ведь полностью меняет дальнейшую судьбу малыша), подготовка усыновления требует значительного времени – но ребёнку ведь всё равно нужно воспитание, образование, кто-то должен защищать его права, обеспечивать условия для проживания и прочие бытовые потребности. Тогда до того, как будет вынесено решение об усыновлении, можно взять беспризорного под опеку и сразу же приступить к своим обязанностям.

Читайте так же:  Что значит злостное уклонение от уплаты алиментов

Приёмная семья (гл. 21 СК и постановление Правительства от 17.07.1996 № 829) – единственный определённый федеральным законодательством способ платного (возмездного) опекунства над несовершеннолетними. Между приёмными родителями и приёмными детьми не возникает родительских прав и обязанностей, ведь приёмная семья – разновидность опеки, а не усыновление.

Приёмные родители становятся опекунами по договору с органом опеки, который носит гражданско-правовой характер и предусматривает оплату опекунской работы приёмных родителей.

Федеральное законодательство не описывает патронат. Но федеральные законы охватывают не все ситуации, складывающиеся при работе с оставшимися без присмотра детьми. Субъекты федерации восполняют пробелы своим законодательством. Примеры – Закон Москвы от 14.04.2010 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», Закон Псковской области от 06.02.2006 № 529-ОЗ «О патронатном воспитании в Псковской области». Сейчас патронат описан в законодательстве половины регионов, и предполагается принятие аналогичных законов ещё в ряде регионов.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей реализуется через патронат с применением более широких возможностей. Например, возможны:

  1. Социальный патронат – ребёнок по-прежнему живёт с родителями, но дополнительно ему назначается патронатный воспитатель и помогают специалисты соответствующих центров.
  2. Семейный патронат, когда подопечный передаётся в семью воспитателя. Возможно, что патронатным воспитателем будет назначен только один из супругов. Другой же супруг, хотя и заботится о воспитаннике, не имеет дополнительных прав.
  3. Гостевой патронат ‑ воспитанник остаётся в интернате или другом учреждении, но проводит часть времени в патронатной семье – например, по выходным или на каникулах.
  4. Постинтернатный патронат – оформляется над сиротами до 23 лет. Хотя после 18 лет они уже являются совершеннолетними, но им нужна социальная адаптация и поддержка (например, тем, кто получает образование по очной форме).

Виды патроната, существующие в регионе, описываются региональным законодательством.

Особенность патроната – сохранение органа опеки как законного представителя. Патронатному воспитателю передаются лишь ограниченные функции и права.

С патронатным воспитателем заключается договор. Порядок заключения таких договоров и их условия должны соответствовать федеральным и региональным законам. Обычно они определяют:

  • обязанности и права патронатного воспитателя (возможно, они будут меньше, чем обычно у опекуна);
  • вознаграждение, которое выплачивается воспитателю;
  • отчетность патронатного воспитателя за свою деятельность и использование средств воспитанника.

Региональные законы определяют и другие формы поддержки – например, бесплатные консультации – педагогические, психологические, юридические, дополнительная медицинская помощь.

Патронатный воспитатель координирует свою работу с органом опеки.

Наряду с прочими формами опеки, патронат может стать предварительным этапом перед усыновлением. Можно также изменить форму патроната – например, ребёнка, содержавшегося в интернате, но проводившего каникулы в семье опекуна по гостевому патронату, впоследствии можно перевести под семейный патронат опекуна.

Основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства [39].

В социальной международной практике известны и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:

  • ?. Семейные формы устройства детей:
  • – усыновление (удочерение);
  • – опека (попечительство);

Семейные формы устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации [43].

Усыновление российских детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представилось возможности передать их на усыновление родственникам или другим российским гражданам. Для реализации этого принципа были созданы региональные банки и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Для этих целей Министерством Образования Российской Федерации разработана информационная программа «Надежда», содержащая банк данных о детях-сиротах. В целях организации оперативной и качественной работы по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 919 от 03.08.1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» [6]. А Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации выпустило приказ №173 от 04.02.1997г. «О порядке учета детей, оставшихся без попечения родителей» [6].

  • . Государственно-общественные формы устройства детей:
  • – семейный детский дом (приемная семья);
  • – детские деревни SOS;
  • – временная приемная семья;
  • – фостеровская (замещающая семья);
  • – патронатная семья;

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот – это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Детские деревни SOS – это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира.

Читайте так же:  Кто является наследниками третьей очереди и как по закону делится наследство без завещания

В основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы:

  • – Мать в детской деревне – глава семьи. Работа в этом качестве одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение.
  • – В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют.
  • – Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12 – 15 семейных домов. Детская деревня – это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.
  • – Руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье [20].

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS [1].

Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.

Фостеровская (замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей [29].

Патронатная семья – под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).

В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.

Психологи, педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.

Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения социализации, и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.

Главная цель приемной и патронатной семей – создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов заключаются в следующем:

  • – подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
  • – подготовить ее к патронату (через систему обучения);
  • – провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;
  • – обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в патронатной семье;
  • – обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи [32].
  • . Государственные формы устройства детей:
  • – дом ребенка;
  • – детский дом;
  • – школа-интернат;
  • – приют;
  • – центры временного содержания детей.

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.

Читайте так же:  Правомерно ли понижение зарплаты работнику при неизменности его должности

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет), школьного возраста (7 – 18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

  • – интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
  • – вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);
  • – интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа [4].

Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот [4].

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из самых сложных и наименее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслуживает создание условий для нормального развития ребенка, его социальной адаптации в нормальных современных условиях жизни. Социальные педагоги и специалисты различных учреждений и центров проводят комплекс занятий, способствующих адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к жизни в семье.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Материал подготовила воспитатель МАДОУ “Детский сад №269” г. Барнаула.

Материал будет полезен родителям и педагогам, которые интересуются проблемой сиротства в Российской Федерации, формами устройства детей в семью, которые закреплены Законодательством РФ.

Многие родители, узнав о моем опыте взаимодействия с детьми-сиротами, на индивидуальных беседах спрашивали меня, что мне известно об усыновлении и прочих формах устройства. Это побудило меня начать публиковать материалы. Данная статья станет вводной. Она будет полезна тем, кто только начал свой путь к усыновлению. Для начинающих педагогов детских домов и для всех, кому данная тема интересна.

Законодательством РФ закреплены четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление– это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Читайте так же:  Освобождение от уплаты задолженности по алиментам

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fkladraz.ru%2Fupload%2Fblogs2%2F2017%2F2%2F14486_f0576fa5e9bfd5ebb243ae2a3ce0e229

Преимущества:
• Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
• Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Особенности:
• Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
• Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей, но в некоторых регионах выплачивается ежемесячное пособие.
• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Другие ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка:
• Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
• При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
• Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили
семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
• Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.
Иных ограничений, кроме перечисленных выше, нет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
• неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны
• судом недееспособными;
• лишены судом родительских прав;
• по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не
• проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.

Финансовая поддержка государства:
Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка. Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

Опека– вид семейного устройства малолетних. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fkladraz.ru%2Fupload%2Fblogs2%2F2017%2F2%2F14486_87b5a23c8f11ac627f93e86131880903

Преимущества:
• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
• На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий

Особенности:
• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
• Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
• Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
• Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
• Заботиться о воспитании ребенка;
• Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
• Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
• Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
• Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые ст.36 Гражданского Кодекса РФ обязывает совершать опекунов и попечителей несовершеннолетних.

Читайте так же:  Алименты в долях и в твердой денежной сумме

Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
• В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.
• Льгота на проезд, квартплату, санаторно-курортное лечение, при поступлении в учебное заведение.
• Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
• Право на бесплатное питание в школе и на бесплатное посещение кружков.

Патронат – одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fkladraz.ru%2Fupload%2Fblogs2%2F2017%2F2%2F14486_9a10d223314688dabf070700d0a3e523

Преимущества:
• Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому
временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего
передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,
обречённого попасть в приют, детский дом.
• Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
• Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Особенности:
• Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
• Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный
контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
• Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.
• Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,
обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
• Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно
установленному в регионе нормативу.
• Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
• На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
• Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Ребенок может жить в патронатной семье, пока не решится его судьба. Это дети-подкидыши, дети с неустановленным статусом, дети, чьи родители ограничены в родительских правах, дети, у которых единственный родитель попал в больницу, дети, чьи родители, несмотря на приговор суда о лишении родительских прав, борются за из возвращение, дети-инвалиды, которые не могут быть помещены в оздоровительный лагерь на время отдыха родителей, дети, убежавшие из дома и другие дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Отличие патроната от других форм семейного устройства в распределении ответственности по уходу и воспитанию ребенка между тремя сторонами – государственное учреждение (с патронатной функцией), биологическая семья (в части случаев) и патронатная семья. В патронатной семье осуществляется непосредственный уход и каждодневное воспитание. Решением юридических вопросов (определение статуса ребенка, жилищных и других вопросов, связанных с защитой прав ребенка) занимается госучреждение. Биологический родитель выполняет строго определенные функции – материальное обеспечение (алименты) и частичное участие в воспитании.

Приёмная семья– форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в
семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями
(супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155) (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года “О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями;

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок proxy?url=https%3A%2F%2Fkladraz.ru%2Fupload%2Fblogs2%2F2017%2F2%2F14486_df410e6d0a5cbaa3ed03088a5a80f1fc

Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным
ребенком, а такая семья приемной семьей. Постановлением от 17 июля 1996 г. N 829 о приёмной семье (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание – новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.

Изображение - Устройство детей, оставшихся без попечения родителей основные формы, порядок 4596
Автор статьи: Егор Зорин

Добрый день! Меня зовут Егор. Я уже более 5 лет работаю в крупной юридической фирме. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.8 проголосовавших: 32

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here